menu

Разновидности мифов
Космогонические мифы - о происхождении мира. Космогонические мифы - мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, главный примерный сюжет многих мифологий. Появляются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия исконных стихий. Главные мотивы космогонических мифов - структурирование космического пространства и времени, классификация богами слитых в брачных объятиях земли и неба, установление космической оси - мирового древа, светил (классификация дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных; творение завершается, как правило, созданием человека (антропогонические мифы) и социальных норм культурными героями. Творение происходит по воле (слову) демиурга либо средством порождения божеств и стихий мироздания богиней-матерью, первой божественной парой (небом и землей), богом-андрогином и т. п. В дуалистических космогониях демиург творит все благое, его противник - все дурное. Традиционные космогонические мифы - творение из тела первосущества (ср. Имир) либо первочеловека. Завершение творения связано нередко с уходом творца от дел созданной им вселенной и человечества и с переходом от времени мифологического (времен первотворения) к историческому. Описание гибели мира в эсхатологических мифах дается, как правило, в порядке, обратном описанию космогонии.
Солярные мифы - мифологизация Солнца и его влияния на земную жизнь; чаще всего тесно связаны с лунарными мифами. В научной литературе, преимущественно в трудах В. Манхардта и новых представителей мифологической школы 19 в., солярными называются вдобавок мифы, в которых у героя либо героини обнаруживаются солярные черты, то есть черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя. В расширительном смысле Солярные мифы относят к астральным мифам.
Лунарные мифы - мифы о Луне (чаще всего состоящей в неких отношениях с Солнцем), встречающиеся едва ли не у всех народов.
Самый распространённый сюжет, встречающийся у индоевропейских, сибирских, индейских народов - мотив "небесной свадьбы": Солнце и Месяц вступают в брак, правда впоследствии Месяц покидает Солнце, и в наказание рассекается пополам. У народов Сибири данный сюжет усложняется: Месяц спускается на землю (вариант - в подземный мир), и его ловит колдунья, хозяйка подземного мира (Хоседэм у кетов, Ылэнтой-котой у селькупов). Солнце, жена Месяца, приходит ему на помощь и пытается вырвать его из рук колдуньи, однако та держит его крепко, и Месяц разрывается на две пункте. Скажем объясняется явление смены лунных фаз. Сюжеты, в которых Луна выступает как женское божество, чаще всего относятся к намного более поздним временам, чем мифы о Месяце - воплощении мужского начала.
Как и широко распространён миф о том, что кто-то (чаще всего - волки или демоны, сверхъестественные существа) пожирает Луну по частям, в настоящее время она не исчезает; после этого Луна возрождается заново. У большинства народов встречаются сказки и легенды на тему "откуда на Луне пятна?". В соответствии сказке народа бай-нингов, как-то раз Месяц спустился на землю, и там его поймала женщина; он вырвался и вернулся на небо, однако следы от ее грязных ладоней а именно и остались на нем. Часто рассказываются истории о человеке, живущем на Луне.
В дуалистических системах Луна часто противопоставляется Солнцу: в частности, в китайской мифологии Луной управляет сила Инь, воплощающая в себе женское, прохладное, тёмное, в то время как энергия Солнца - Ян: олицетворение мужского, тёплого, светлого. Схожие представления встречаются в сибирских шаманских традициях, где Луна связывается с мраком, ночью, темнотой. Чаще всего Луна выступает как воплощение отрицательного начала, впрочем в определенных системах занятия обстоят иначе: а именно, в дагомейской мифологии Маву (Луна) покровительствует ночи, знанию, радости, Лиза (Солнце) - дню, силе, свободному месту.
Во большинства традициях (в частности, греческой) Луна покровительствует магии, колдовству, гаданиям.
Астральные мифы
Эсхатологические мифы - о конце мира
Антропогонические мифы - мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная статья космогонических мифов.
Самый архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов либо о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (либо антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально - «ясень» и «ива» и т. п.) либо из глины. В мифологической модели мира человечество связано с землей, «срединным» миром. По новым мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт - оживление людей либо наделение их душой, преимущественно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него заболевания и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В новом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).
культурный герой
Культурный герой (англ. Culture hero, фр. Heros civilisateur, нем. Heilbringer), герой-просветитель - тип мифологического героя, великий созидатель и исследователь, многократно божественного происхождения либо обожествлённый позднее. Культурными героями являются многие персонажи мифа и эпоса.
Важнейшая миссия культурного героя в мифологии - творческое преобразование мира, его упорядочение из состояния первобытного хаоса и дальнейшее благоустройство для жизни людей. Итогом данной деятельности становятся как глобальные события (в частности, в карело-финском эпосе кузнец Ильмаринен куёт небесный свод и светила, в мифологии гереро первочеловек Мукуру вызывает к жизни животный мир и людей), скажем и частные открытия, приписываемые разного рода народами собственным культурным героям.
Календарные мифы - мифы об умирающем и воскресающем звере
Умирающий и воскресающий бог - широко распространенный мифологический архетип. Чаще всего умирающий и воскресающий бог являет собой олицетворение сил природы (Осирис, Адонис), «умирающей» осенью и «воскресающей» с возникновением весны (ср. вдобавок миф о Персефоне). Вариантом мифа является сюжет, в соответствии которому божество не гибнет, хотя уходит куда-то (часто - в царство мертвых, аналогично Персефоне либо Таммузу, то есть символически умирает), бесследно исчезает, а потом возвращается. Впервые термин «умирающий и воскресающий бог» встречается в работах исследователей Джеймса Фрэзера («Золотая ветвь») и Джейн Эллен Харрисон.
Мифы о животных
Культовые мифы
Категория: Боги - статьи | Добавил: ShahOFF (19.11.2011)
Просмотров: 4782 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]