menu

Никта
Никта, Никс, Нюкта, Нюкс (др.-греч. Νύξ, Νυκτός, «ночь») — божество в греческой мифологии, персонификация ночной темноты.
Согласно Гесиоду, Никта родилась из Хаоса (в изложении Гигина, от Хаоса и Мглы), является одной из первичных мирообразующих потенций. От своего брата Эреба, олицетворяющего вечный мрак, Никта родила: Гемеру (День), светлого Эфира, Танатоса (Смерть), Гипноса (Сон), Керу (Насильственную смерть; иногда под именем Кер выступают несколько богинь), Мойр (богинь судьбы), Немезиду (Месть), Мороса («отвечавшего» за рок и насильственную смерть), Эриду (Раздор), Гераса (Старость), а также Харона, перевозчика умерших в Аид. Иногда в число детей Никты включают также Гесперид, Мома — бога насмешек, Онира — бога вещих и лживых сновидений и Апату — богиню обмана. Порождения Никты это силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность в бытии мира, без которой, однако, не мыслим ни мир, ни его конечная гармония.
По более поздним мифам, дочь титана Палланта и сестра Селены. Родила от Эреба Гемеру-День, светлый Эфир, Танатоса-Смерть, Кер, Гипноса - бога Сна, Сенектуту-Старость, Печаль, Апату – богиню обмана и др., а также мать Эриды, Мойр, Немесиды, Мома, Харона, Эриний, божеств старости, зловония, любовного ослепления.
Жилище Никты расположено в бездне Тартара; на пороге огромной медной двери, отделяющей Тартар от мира, ежедневно встречаются Никта и Гемера, по очереди обходя всю землю. Рядом дома сыновей Никты Танатоса и Гипноса, на которых никогда не смотрит Гелиос. Здесь же обитают Аид и Персефона (Гесиод, Теогония, 744-768). По Акусилаю из Никты возник Эрот. У трагиков богиня ночи изображалась летящей на колеснице в черных одеждах, усеянных звездами. Все боги относились к Никте с огромным почтением. Однажды Гера для того, чтобы получить возможность беспрепятственно преследовать Геракла, уговорила сына Никты бога сна Гипноса усыпить Зевса. Избежать наказания от громовержца Гипнос смог лишь потому, что Зевс не решился разозлить его мать Никту.
Орфики считали Никту (а не Хаос) первоисточником бытия. В орфической теогонии из Дервени Никта — «кормилица богов», с которой начинается родословие. Согласно орфикам, было три Никты: первая «прорицает», вторая «почтенная», с ней соединяется её отец Фанес, а третья рождает Дику. Ей посвящен III орфический гимн, где её отождествляют с Афродитой. По Мусею, все происходит от Ночи и Тартара.
- Медленно едет по небу в своей колеснице, запряженной черными конями, богиня Ночь – Нюкта. Своим темным покровом закрыла она землю. Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю свой неверный, мерцающий свет – это юные сыновья богини Зари-Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное темное небо.
К людям она была благосклоннее многих своих потомков, навевала покой, успокаивала страсти.
Никта участвовала в битве с гигантами на стороне олимпийских богов. Некоторые сказания сближают Никту с божеством смерти и понимают ее как первопричину существующего в мире раздора.
Её прорицалище в Мегарах. Давала прорицания в Дельфах. Никты не было в центре культа древних греков. Изображалась Никта с закутанным лицом и в темной одежде. Известно, что статуя Никты находилась в храме Артемиды Эфесской и у спартанцев был культ Сна и Смерти – без всякого сомнения, это был культ сыновей Никты. У греческих трагиков Никта летит на крыльях в колеснице, в черной одежде, усеянной звездами. На фризе Пергамского алтаря Никта изображена молодой женщиной с шаром в руке.
Гесиод говорит:
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись…
Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой.
Смерть родила она также и Сон, и толпу сновидений.
Мома потом родила и Печаль, источник страданий,
И Гесперид — золотые прекрасные яблоки холят
За океаном они на деревьях, плоды приносящих.
Мойр родила она также и Кер беспощадно казнящих…
Также еще Немезиду, грозу для людей земнородных,
Страшная Ночь родила, а за нею — Обман, Сладострастье,
Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою.

Античность воспринимала ночь как амбивалентный символ, что вполне подтверждается приведенным выше отрывком. С одной стороны, Ночь — «страшная», она порождает смерть, раздор, обман, старость; с другой стороны, от Ночи происходят день, то есть свет, справедливость (Немезида), плодородие и бессмертие (Геспериды с их золотыми яблоками). То есть ночь означает и гибель, и изобилие; в ней присутствует ожидание дня, обещание дневного света.
НОЧЬ не всегда представляется только как отсутствие солнечного света, но символически связывается также с таинственной тьмой и укрывающим материнским лоном. Греческий миф рассматривал ночь двояко. Она изображалась как великая богиня Никс в черном, усыпанном звездами одеянии, которая в течение дня живет в пещере на далеком западе, откуда она каждый вечер отправляется разъезжать по небу в колеснице, запряженной черными лошадьми. Ее представляли также с черными крыльями. В поэтическом изображении (у Эсхила) говорится: Луна — глаз черной ночи. Как дарительница сна и не знающая забот, она носила имя Ефросинья или Ефрона. Ее сын — Гипнос (сновидение). Таким образом, Никс — мать (по другой версии — сестра) сна, сновидений и жизненного наслаждения, но также и смерти. Ее зловещая сторона делает ее к тому же еще и матерью подверженного порче приплода, как Морос (порча), богини возмездия Немесиды и прядильщиц нити судьбы (мойр, лат. парки). Богиня, называемая римлянами Нокс (ночь), характеризуется в мифе как творение хаоса, порожденное вместе с Эребом (мрак) Геей (земля), Эросом и Тартаром. Ее брат Эреб вместе с ней произвели на свет также Эфира (эфир, верхний слой воздуха) и Гемеру (день). Когда день возвращается в свой ночной дом, Никс приступает к своему путешествию по миру. Ей не был посвящен культ, однако, по преданию, даже Зевс (Юпитер) испытывал перед ней священный трепет. Культы земли и умерших («хтонические» ритуалы) торжественно отправлялись в ночное время, во многих культурах, а в раннем христианстве — в первую очередь из-за необходимости сохранять в тайне проводимые собрания. Позднее ночные оргии (вальпургиева ночь) были приписаны ведьмам. В христианстве ночное празднование Пасхи является основным звеном церковного года, с освящением огня, свечей и воды для крещения, которые раньше охотно применялись тут же при совершении таинства крещения. Однако на первый план здесь выступает предвкушение радости от грядущего дня воскресения. В сказаниях альпийского региона говорится о призрачном ночном народе, который «бродит» и пугает людей, находящихся вне дома.
В честь Никты названы два небесных тела. Это имя носят астероид с порядковым номером 3908 и один из трёх спутников Плутона, открытый в 2005 году и получивший название 21 июня 2006 г. на сессии Международного астрономического союза.
Категория: Западные боги | Добавил: ShahOFF (19.11.2011)
Просмотров: 5536 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]