menu

Дюна
Мир Дюны, «Дюниверс» (Dune universe, Duniverse) — вымышленная вселенная, придуманная писателем Фрэнком Гербертом и описанная им в серии книг «Хроники Дюны».
Вселенная Дюны — это далёкий мир будущего, в котором людям пришлось отказаться от искусственного интеллекта и продвинутой вычислительной техники. И как следствие этого, человечеству пришлось развивать способности собственного тела. В этом мире царит феодальный строй и монополия на межзвёздные перевозки Космической гильдии. Важнейшим веществом во вселенной является «спайс Меланж», пряность, без которой невозможны дальние космические перелёты. Единственным источником Меланжи является пустынная планета Арракис, на которой и происходит основное действие.
Вселенная — это место, где одна уникальность без всякой системы громоздится на другую.
Фрэнк Герберт, «Дети Дюны»

Звездная система. В огромной спиральной галактике Старпена находится белая звезда Канопус. Согласно расчетам «Энциклопедии Дюны», размерами Канопус превышает наше Солнце всего в 1,2 раза и составляет 1,7 миллионов километров в диаметре. По информации из того же источника можно заключить, что вокруг Канопуса обращается 6 планет: раскаленный и непригодный для жизни Себан, Менарис с атмосферой из углекислого газа, песчаный Арракис с двумя спутниками и три планеты внешнего кольца — небольшой Экстарис, гигантский Вен и маленькая ледяная Ревона. Интересно, что в звездной системе Канопуса, хоть она и придумана авторами «Энциклопедии Дюны», прослеживается аналогия с нашей Солнечной системой, где Себан соответствует Меркурию, Менарис — Венере, Арракис — Земле, Экстарис — Урану, Вен — Юпитеру и Ревона — малой планете Плутону. Как уже отмечалось, вокруг Арракиса обращается два спутника — Креллн и Арвон, на одном из которых виднеется изображение пустынного обитателя Дюны — мышки Муад’Диба, а на другом — отпечаток человеческой руки.
Планета Дюна. В далеком будущем человечества разворачивается борьба за расширяющий сознание наркотик — Пряность. Почти все события «Хроник Дюны» разворачиваются на одной-единственной планете с одной-единственной расой людей — Арракисе. Планета Арракис (название происходит из арабского языка, но при этом точного перевода нет — например, «опрокидывающий», «танцующий» и т. п.), более известная как Дюна, — пустынная и безоблачная родина драгоценной Пряности и опасных песчаных червей.
Климат. Вся поверхность планеты покрыта бесконечными пустынями, местами встречаются горные хребты, изрезанные многочисленными пещерами. На полюсах Дюны расположены ледяные шапки, что говорит о наличии на планете в прошлом воды, а следовательно, богатой растительности и животного мира. «Энциклопедия Дюны» выдвигает предположение, что когда-то третья луна Арракиса была уничтожена при столкновении с инородным телом, а ее осколки упали на плодородную планету, вызвав сильнейшее изменение климата и атмосферы. Во времена Муад’Диба арракийские пустыни были весьма недружелюбным местом: палящее солнце Канопуса и ужасные, сдирающие мясо с костей бури Кориолиса (скорость ветра в отдельных случаях достигала 800 км/ч) могли быстро оборвать жизнь человека.
Природа. Растительность на планете очень скудна и представлена в основном небольшими кустиками, способными выжить в условиях пустыни. Фауна куда более разнообразна, хотя большая ее часть была завезена на Дюну в рамках экологической программы Пардота Кинеса. Среди обитателей планеты можно встретить пустынных лис, мышей, зайцев, черепах, орлов, карликовых сов и арахнидов со скорпионами. Но главным и коренным жителем Арракиса был и остается Шаи-Хулуд — песчаный червь, источник кислорода и производитель Пряности.
Население. Жителей Арракиса можно условно разделить на две группы — фрименов и остальных приезжих, к которым относятся жители городов, рабочие-шахтеры и контрабандисты. За многие века до того, как арракийские пустыни начали осваивать пришельцы, Дюна стала конечным пунктом долгого путешествия странников Дзенсунни. Спустя некоторое время дзенсунниты прочно обосновались на планете, обжили пещеры-сиетчи, разработали технологию сохранения воды и дистикомбы, оседлали песчаных червей и стали именовать себя фрименами. Долгие годы фримены старались избегать контакта с внешним миром, используя добытую ими Пряность для подкупа Космической гильдии, — последняя обещалась не запускать спутники и различные устройства управления погодой над Арракисом.
Города и памятники архитектуры . Большинство городов Арракиса расположены в северной части планеты и скрыты от пустынных бурь Барьерной стеной — естественной горной цепью высотой до полутора километров. Столица Дюны и самый большой город планеты — Арракин. На протяжении своей истории Арракин претерпел множество изменений — сначала столица планеты стала столицей всей Империи (во времена правления Пола Атрейдеса), затем Лето II Атрейдес превратил Арракин в город фестивалей Онн, а спустя века новый Кин был модернизирован и расширен.
В Арракине расположены главные исторические достопримечательности Дюны. Это Великий дворец Арракина, изначально служивший имперской резиденцией и домом графа Хазимира Фенринга, а позже ставший главным дворцом Империи при Муад’Дибе, и огромный двухкилометровый Храм Алии, построенный в честь сестры Пола Атрейдеса.
Арракин — далеко не единственный культурный центр планеты. На протяжении всей истории Дюны появлялись и исчезали другие памятники архитектуры и природные объекты: бывшая столица Карфаг, гора Обсерватория, Дар-эс-Балат, гора и река Айдахо, пустынный заповедник Сарьир и другие.
Планета Каладан. Третья планета Дельты Павлина, родной мир Дома Атрейдес на протяжении двадцати шести поколений. Каладан — преимущественно океаническая планета с небольшими материками и единичными горными цепями. Суша покрыта холмистыми лугами, болотами и дремучими лесами. Суша разделена на три крупных материка. Каладан существует за счет экспорта сельскохозяйственных продуктов вроде риса Пунди, многочисленной рыбы, различных фруктов, ковров ручной работы и изысканных, известных во всех мирах каладанских вин. Резиденция Дома Атрейдес находится в Замке Каладан. Во времена «Еретиков Дюны» Каладан известен как Дан.
Планета Гьеди Прайм. Планета Беты Змееносца, резиденция заклятых врагов Атрейдесов — Дома Харконнен. Этому миру достается в четыре раза меньше солнечного света, чем нашей Земле. Как следствие, на планете процветают растительные паразиты вроде чернильника, который не зависит от фотосинтеза. Гьеди Прайм богата различными минералами и природными ресурсами, поэтому основу его экономики составляют разработка месторождений и переработка ресурсов. Строения мира Харконненов огромны и напоминают своеобразные муравейники, а само общество погрязло в жестокости: рабство и гладиаторские бои давно стали суровой нормой жизни. Гьеди Прайм терраформирована в цветущую Гамму со столицей в Ясаи. Единственное здание на Гьеди, пережившее века, — это колоссальный комплекс «Барония», бывшая резиденция барона Харконнена.
Планета Кайтейн . Столица Империи и резиденция Дома Коррино расположилась на планете Кайтейн, которая по праву считается одним из самых красивых миров обжитой вселенной с прекрасной архитектурой, величественными скульптурами и многоярусными фонтанами. Согласно официальному справочнику Империи, на планете всегда тепло, климат постоянно умеренный, а бурь почти не бывает. Ни одно облако не затмевает безупречно чистый небосвод. Помимо императорского дворца, на Кайтэйне находится здание Ландсраада, где проходили собрания Великих Домов. У Кайтейна четыре луны, а столица расположена в городе Корринфе. Среди его достопримечательностей — Центр изящных искусств Хашиика III, Имперские Некрополис, Обсерватория, Дворец, Тюрьма и Зал восхитительных документов Ишака.
Планета Икс. Девятая планета Альфы Эридана, название которой происходит от порядкового номера (IX — римское «девять»). Конфедерация Икса — крупнейший и самый известный во всей Империи производитель техники и электроники. Существует две различные точки зрения на историю и культуру Икса, которые сходятся в одном: Икс — цветущая плодородная планета с множеством морей и океанов, где под толстым слоем грунта располагаются огромные фабрики, заводы и лаборатории, скрытые от посторонних глаз. «Энциклопедия Дюны» предполагает, что Комос (старое название Икса) был провинцией Ричеза под контролем планетарного управляющего. В результате успешного восстания Комос обрел независимость и начал строить новую жизнь. Комосиане считали семью единым организмом, поклонялись богине-прародительнице Кубеб и смогли наравне с Ричезом избежать последствий Батлерианского джихада. Родаль IX (другое бывшее название Икса) был освобожден от власти Титана Ксеркса, присоединен к Синхронизированным мирам, был однажды оккупирован тлейлаксианцами и находился в управлении Дома Верниус.
Планета Ричез. Четвертая планета Альфы Эридана, ближайший сосед Икса и его извечный конкурент. «Энциклопедия Дюны» описывает Ричез как планету большего по сравнению с Иксом диаметра с населением в 2 миллиарда человек и столицей в городе Лунгдунум. После восстания на Иксе Ричез стал главным конкурентом своей бывшей провинции в научно-технической сфере. Основной специализацией ричезской промышленности стала миниатюризация. Ричез заключил союз с Мурбеллой для строительства огромного военного флота против общего врага.
Планета Тлейлакс . Единственная планета системы Талим, родной дом Бене Тлейлаксу. О Тлейлаксе известно немногое: столица находится в городе Бандалонг, а сама планета и ее окрестности скрыты религиозными тлейлаксианцами от неверных чужеземцев. «Энциклопедия Дюны» сообщает, что Тлейлакс долгое время был предоставлен сам себе, после чего его обнаружил исследовательский корабль Космической гильдии. Тлейлаксианцам удалось получить покровительство Гильдии, а впоследствии и Дома Коррино, что позволило им свободно заниматься своими аморальными разработками — созданием «искаженных» ментатов, лицеделов и другой отборной генетической продукции.
Планета Валлах IX. Девятая планета системы Лаожень, центр материнской школы Бене Гессерит. «Энциклопедия Дюны» включает Валлах IX в число двенадцати «капитульных» планет Бене Гессерит и считает, что здесь находятся резиденция Материнского Дома, Библиотека Капитула и Архивы Бене Гессерит. Валлах IX был одной из планет Синхронизированных миров, которая подверглась массированной атомной бомбардировке во времена Батлерианского джихада. Другая планета Бене Гессерит — Капитул, тропический мир, впоследствии превращенный в пустыню спасенным с терраформированной Дюны песчаным червем.
ПланетаТупаиле. Название планеты (а скорее всего, группы планет), служившей убежищем для потерпевших поражение Домов Империи. Местоположение Тупаиле известно исключительно Космической гильдии, а ее безопасность охраняется условиями Великой Конвенции. «Энциклопедия Дюны» предполагает, что эта планета была открыта во времена Батлерианского джихада Нормой Ценвой и Аврелием Венпортом, которые впоследствии использовали науку тупаилианцев для строительства космических кораблей, для навигации на которых требовалась Пряность.
Планета Джанкшн. Планета Джанкшн считается штабом Космической гильдии. Здесь располагается огромная сеть посадочных площадок и ремонтных ангаров, а коренное население крайне немногочисленно.
Планета Поритрин. Третья планета системы Аланги, которую странники Дзенсунни считают своей прародиной (что, конечно же, ошибочно, учитывая их земное происхождение). Благоприятная атмосфера, теплый климат, наличие пресной воды и плодородная почва сделали Поритрин идеальным местом для развития общества и становления религии Дзенсунни в том виде, в котором она пришла на Дюну.
Планета Салуса Секундус. Третья планета Гаммы Вайпинь и прародина правящего Дома Коррино. Салуса — одна из двух планет, где растет фантастически прочная на разрыв лоза шигакорд. После переноса столицы Империи на Кайтейн Салуса стала главной тюрьмой государства и секретным центром подготовки фанатиков Падишах-Императора — сардаукаров. Дзенсунниты находились в рабстве на Салусе Секундус в течение девяти поколений.
Планета Бела Тегейзе. Пятая планета системы Квентсинга, название которой служит отсылкой к звезде Бетельгейзе. Бела Тегейзе стала третьей принудительной остановкой во время миграции дзенсуннитов.
Планета Россак. Пятая планета Малого Лося, покрытая бесконечными джунглями. Россак — настоящая «кладовая» для лекарей: здесь растет множество целебных трав и лекарственных растений. Россак описывается как прародина Бене Гессерит. Кроме того, здесь впервые выведен наркотик Россак — ранняя версия известной Воды жизни.
Планета Ишиа. Ишиа славилась своей жарой и неплодородными почвами жизни — дзенсуннитам пришлось изрядно постараться, чтобы приспособить этот недружелюбный мир для жизни.
Планета Хармонтеп. Уничтоженная планета Дельта Павлина, о природе и населении которой доподлинно ничего не известно. Хармонтеп был шестой и предпоследней остановкой на пути странников Дзенсунни.
Планета Эказ. Четвертая планета Альфы Центавра Б, растительный рай. Эту планету прозвали «скульпторским раем» из-за того, что здесь произрастает «туманное дерево», которому во время роста можно придавать требуемую форму одной только силой мысли. Здесь также налажено производство кримскеллового волокна (веревки из этого материала стягиваются, если связанный пытается освободиться), которое получают из лианы хуфуф. Кроме того, из хуфуфа берется материал для создания масляных линз. А при пережигании элаккового дерева, растущего все на том же Эказе, получают элакку — специальный наркотик, под воздействием которого человек теряет инстинкт самосохранения. Это вещество обычно используется при подготовке гладиаторов к бою. В довершении к этому, на Эказе растет пленицента — экзотический зеленый цветок, который знаменит сильным сладким запахом.
Планета Гамонт. Третья планета системы Нюше, известная гедонистической культурой и экзотическими сексуальными обычаями. В этой же системе находится планета Грумман, известная как родина Дома Грумман, победившего Дом Гинац в войне убийц.
Планета Хагаль (вторая планета Тау Шаовея) носил прозвище «Планеты Драгоценностей», но его ресурсы были полностью выработаны еще при правлении Шаддама I. Здесь добывается один из редчайших драгоценных камней — опафир.
Планета Чусук. Четвертая планета в системе Тау Шалиша. Чусук, более известный как «планета музыки», знаменит высоким качеством производимых на нем музыкальных инструментов. Именно на этой планете жил знаменитый мастер балисетов Варота.

Люди описываемой эпохи отказались от мыслящих машин, роботов, компьютеров (это связано с имевшим место восстанием машин), и сделали упор на развитии своих мыслительных и экстрасенсорных способностей. Земля, современные нам религии и национальности остались в почти позабытом прошлом. Разворачивается борьба за расширяющий сознание наркотик — Пряность. За двадцать тысячелетий вселенная "Дюны” успела пережить и эпоху феодальной раздробленности миллионов миров, и тотальное сплочение в войне с мыслящими машинами. После Батлерианского Джихада, за десять тысяч лет до событий "Дюны”, установилась довольно стойкая политическая система. Все колонии людей стали квазифеодальной Империей, во главе которой стоял Император. В основу нового порядка легла Великая Конвенция, согласно которой Империя покоилась на "трех китах”: Троне Золотого Льва, Космической Гильдии и Ландсрааде. Были созданы Дома — крупные объединения людей вроде огромных государств. Другие сообщества не имели прямого отношения к политике: КООАМ, Община сестер Бене Гессерит, фримены, Конфедерация Икса, Орден ментатов... Разумеется, никакой Император не мог запретить этим объединениям вести борьбу за власть и богатство, пусть и подковерную.
Ландсраад
Ландсраад — главный законодательный и представительский орган Империи, двухпалатный парламент, в котором каждое правительство имело своего делегата. Здесь собирались исторически важные совещания и решались вопросы войны и мира.
Ландсраад состоял из Высшего Совета и региональных органов. Высший Совет избирался для каждой сессии Ландсраада и включал сотню делегатов, лучшие из которых оставались в Совете на несколько сессий. Представительства Ландсраада на различных планетах были призваны регулировать местные конфликты и разногласия, которые не требовали прямого вмешательства Высшего Совета.
На протяжении тысячелетий функции Ландсраада оставались неизменными — он выступал как противовес Правящему Дому, Гильдии и КООАМ и следил за соблюдением Великой Конвенции. В Ландсраад входили как Великие, так и Малые Дома. Голоса последних распределялись пропорционально внутри каждого сектора Империи. Великие Дома отличались тем, что в их подчинении была, как минимум, одна планета и личная армия. Самые известные из них — Дом Атрейдес, Дом Харконнен и Дом Коррино — принимали непосредственное участие в великой войне на Арракисе.
Космическая Гильдия

Один из трех "китов” Империи, могущественная организация со сложной внутренней структурой. Гильдия долгое время обладала абсолютной и непоколебимой монополией на космические перевозки. Благодаря этому алчные гильдиеры взвинчивали высокие цены за перевозки людей и товаров, особенно военной техники и армии.
По сути, Гильдия далека от политики и ни разу не посягала на административную власть. Это не более чем транспортная организация, пусть и вселенского масштаба, которая обеспечивала связь в Империи и выполняла всевозможные услуги, от почтовых до туристических. Штаб-квартира Космической Гильдии находилась на планете Джанкшн. "Энциклопедия Дюны” дает следующую иерархию Космической Гильдии: во главе стоит Совет Директоров с избираемым Председателем, Совету подчиняются различные подразделения — Служба безопасности, Отделение по связям с общественностью, Операционный отдел и подразделение Тупаиле.
Если один из Домов проигрывал другому в войне, он подлежал либо уничтожению, либо изгнанию. Чтобы избежать истребления, главы Домов часто выбирали последнее. И здесь Гильдия представляла свои услуги. Она перевозила весь Дом на какую-либо сверхсекретную планету, о расположении которой знала лишь сама Гильдия. Такая планета и называлась Тупаиле.
Дом Атрейдес
История Дома Атрейдес уходит в далекое прошлое, во времена Батлерианского Джихада и Битвы за Коррин, в которой молодой офицер Атрейдес проявил редкую преданность будущему Императору и помог ему одержать безоговорочную победу. Фамилия династии восходит к имени древнего грека Атрея, а первый известный представитель носил имя другого героя — Агамемнон. По версии "Энциклопедии Дюны”, Агамемнон правил одним из округов Империи и был убит, защищая мыслящие машины. В книгах Брайана Герберта Агамемнон — киборг, который пытался отнять власть у компьютерного разума Омниуса.
Представители Дома Атрейдес известны благородством и несравненными лидерскими качествами. Еще отец Пола Атрейдеса, герцог Лето Атрейдес, вызывал страх и уважение у врагов и друзей. Дом Атрейдес имеет родственные связи с другими Великими Домами: дедом Пола Атрейдеса был Владимир Харконнен, а Лето I — кузен Императора Шаддама IV Коррино.
Герб Дома Атрейдес — красный ястреб, а родная планета — Каладан, водный мир с большими материками и развитым сельским хозяйством: каладанские вина и рис пунди известны во всей вселенной. После Великого Арракийского восстания главной планетой Дома стал Арракис, а Каладан перешел под чуткий контроль Леди Джессики.
Дом Харконнен
Извечный враг Дома Атрейдес, жестокий и беспощадный, а также богатый, Дом Харконнен обладает огромным влиянием в Ландсрааде. Ко времени Арракийского восстания Домом правил сиридар-барон Владимир Харконнен, прямой потомок Абулурда Харконнена, изгнанного за трусость после Битвы за Коррин. Тогда и началась великая вражда Домов: именно Атрейдес был причастен к изгнанию Абулурда. Харконнены вернулись к власти благодаря махинациям на рынке китовой шерсти, а позднее — Пряности планеты Арракис, которой они владели в течение восьмидесяти лет.
Младший брат Владимира Харконнена Абулурд отказался от своей фамилии и всех родовых прав. Взамен он принял титул графа и стал губернатором под-округа Раббан-Ланкивейл. Один из законных сыновей Абулурда — Фейд-Раута — был призван ко двору сиридар-барона и вернул себе фамилию Харконнен. В день Арракийского восстания Владимир и Фейд-Раута были убиты, а вместе с ними прекратил свое существование и Дом Харконнен. Так закончилась самая известная вражда Великих Домов.
Родовая планета Дома Харконнен — Гьеди Прайм. Ресурсы этого мира почти истощены, а огромную часть населения составляют рабы.
Дом Коррино
Правящий Дом Коррино занимал Трон Золотого Льва на протяжении десяти тысяч лет. Свою власть и титул Имперского Дома, а заодно и имя, династия получила в Битве за Коррин.
Дом Коррино не мог бы оставаться правящим без мощной военной поддержки. Ею стали легендарные и непобедимые сардаукары. Эти солдаты-фанатики Падишах-Императора воспитывались в настолько тяжелых условиях, что к 11-летнему возрасту из тринадцати человек умирало шестеро. Особое внимание в подготовке сардаукаров уделялось воспитанию жестокости и беспощадности, а также самоубийственного презрения к собственной жизни. В искусстве фехтования воины Императора были равны лучшим мастерам легендарной оружейной Школы Гинац, а по ловкости не уступали адептам Бене Гессерит. Сардаукар стоил десятка обычных солдат. Войску Дома Коррино могла бы противостоять лишь объединенная армия Великих Домов Ландсраада, которой не суждено было появиться из-за постоянных разногласий.
Столицей Империи, а также резиденцией Дома Коррино была планета Кайтейн. Другая планета, Салуса Секундус, откуда и происходил Имперский Дом, официально стала планетой-каторгой, а втайне там проходили подготовку сардаукары.
Ко времени Арракийского восстания вселенной правил Падишах-Император Шаддам IV, восемьдесят первый император в роду Коррино. У Шаддама было пять дочерей, но ни одного законного сына. После Восстания Муад’Диба Шаддам IV был вынужден отречься от престола и передать регентство своей дочери Ирулан, которую взял в жены Пол Атрейдес. Бывший Император отправился в изгнание на Салусу Секундус, где впоследствии и умер.
КООАМ
Финансы Империи находились под контролем компании КООАМ (Combine Honnete Ober Advancer Mercantiles — Картель негоциантов и перевозчиков товаров). Эта трансгалактическая корпорация подчинялась Императору и Великим Домам. Космическая Гильдия и Орден Бене Гессерит состояли в ней как партнеры, однако не имели права голоса. Каждый Великий Дом мечтал о директорском кресле в КООАМ или приличном проценте голосов в Директорате: корпорация была ключом к богатству. Великие династии могли нажить фантастическое состояние, пока их представители входили в правление компании. Директорское кресло передавалось от одного Великого Дома к другому и отражало политическое могущество Домов. КООАМ поддерживал устойчивый курс главной валюты Империи — солярия. КООАМ участвовал почти в любой торговле товарами — от лесоматериалов дл произведений искусства. Но самым дорогим товаром всегда была Пряность. Дом, который контролировал добычу Пряности на Арракисе, автоматически входил в Директорат компании. Практически все Великие Дома зависели от прибылей КООАМ, а огромную часть этих прибылей приносила Пряность.
Фримены
Жестокий и беспощадный Арракис воспитал в аборигенах Дюны закаленных воинов под стать имперским сардаукарам. В сражении на открытой местности последние проиграли фрименам с потерями семь к одному. Муад’Диб внес свою лепту в развитие бойцовских качеств пустынных жителей — создал обученный по методике прана-бинду отряд телохранителей-федайкинов.
Уровень единения внутри коммуны фрименов достигает невиданных высот. Например, они могут запросто угадать желания близких еще до их осознания. Фримены сторонятся и недолюбливают чужаков и выходцев из внешнего мира.
Многие тысячелетия фримены развивались самостоятельно и достигли невиданных высот в использовании Пряности и ее продуктов, создали специальные костюмы для выживания в пустыне, сумели приструнить самого Червя и создать полноценное общество со своей культурой. Дом Харконнен не сумел разглядеть в них потенциальных союзников, за что жестоко поплатился. А к концу правления Лето II Атрейдеса исчезли и фримены, оставив после себя лишь воспоминания да музейные экспонаты.
Культура
Фремены живут в сиетчах. В каждом есть свой наиб, слово которого — закон, покуда кто-нибудь не оспорит его лидерство в поединке. Фремены практикуют полигамию. В каждом сиетче также есть своя сайяддина и Преподобная Мать (по аналогии с Бене Гессеритской преподобной матерью). Взрослых фременов легко узнать по синим глазам — результатам меланжевой диеты.
Правосудие
Фременская система правосудия опирается на судебные поединки. Наибом племени является человек, убивший предыдущего наиба в поединке. Любой фремен может вызвать другого на дуэль под любым предлогом, связанным с нарушением правил этикета, закона и т. п.; победитель принимает на себя ответственность за жену, детей, и часть имущества проигравшего и, соответственно, удовлетворяет таким образом свои требования, приведшие к дуэли. Поединки проходят без дистикомбов, так что за счет специальной переработки тела проигравшего в воду потери оной во время схватки возмещаются победителю.
Поединки
Фремены — одни из лучших мастеров ближнего боя во всей вселенной. Спартанское воспитание и тяжёлые природные условия способствуют возрождению принципа «выживает сильнейший». По причине изобретения персонального щита ближний бой вновь приобрел популярность: защитное покрытие можно преодолеть только путём медленного проникновения колющим предметом сквозь оболочку. К тому же лазерный выстрел при контакте с поверхностью щита инициирует субатомный взрыв, уничтожая как носителя оружия, так и защищающегося. Кроме того, работающие щиты привлекают внимание песчаных червей. Так что на Арракисе они используются только в крайних случаях. Отчасти поэтому фремены используют различные старые модели оружия: луки и ножи. Наибольшей популярностью пользуется особый фременский крис-нож, изготовленный из зуба песчаного червя. Существует правило: обнажив крис, его нельзя вложить в ножны, пока не прольётся кровь.
Водные традиции (т.н. Водная Дисциплина)
Общество фременов построено на собирании, накоплении и сохранении воды — главного богатства на пустынной Дюне.
Собирание
Влага собирается из атмосферы с помощью ветряных ловушек. Собранная вода помещается в специальные подземные хранилища. Также её можно получить путем переработки трупов людей и животных. Фремен, обнаруживший труп или послуживший причиной смерти животного/человека (например, победивший в поединке), получает водяные кольца в количестве, пропорциональном объёму полученной воды.
Эти кольца являются валютой в сиетчах и поддерживаются общим количеством водных запасов (по аналогии с золотым стандартом). Кроме того, они используются в некоторых фременских ритуалах.
Накопление
У каждого сиетча есть подземное хранилище. В нём могут содержаться миллионы декалитров воды, причем тщательно фиксируется каждая её капля. Основное значение хранилища — банк воды. Существует также легенда, что при накоплении определенного общего объёма станет возможной трансформация планеты из пустыни в что-нибудь более пригодное для жизни.
Сохранение
Большую часть времени вне сиетча фремены проводят в дистикомбах, специальных костюмах, способных перерабатывать человеческие выделения в воду. Полученная таким образом вода хранится в специальных карманах и в любой момент доступна для потребления.
В исправном и хорошо подогнанном дистикомбе фремен может прожить несколько недель в открытой пустыне.
Традиции, связанные с водой, породили множество дополнительных ритуалов. Так, выражением высокого почтения (однако, чаще этот жест трактуется в противоположном смысле) является плевок или иная подобная трата жидкости перед другим человеком. Слёзы в свою очередь являются своеобразной данью погибшим.
Язык
В книгах не упоминается о каком-либо отдельном фременском языке. Для ритуалов они используют так называемый язык чакобса (его примеры даются в книге, и скорее всего это диалект цыганского языка). Множество фактов в романе свидетельствуют о некоторых арабских традициях во фременской речи, восходящих к их происхождению от суннитов.
Мифология
Значительная часть фременской мифологии была создана бене гессеритской Миссионарией Протектива путём насаждения мифа о Мессии и прочих легенд. Леди Джессика, однако, отметила, что многие их легенды претерпели непредвиденные изменения, что нехарактерно для столь низкого (как раньше считалось) уровня культуры фременов
Тлейлаксу
Фанатично преданы своей вере, основанной на Шариате. Делятся на машейхов (хозяев) и лицеделов (слуг). Всех чужаков называют повинда, что приблизительно означает «неверные». Одной из самых больших тайн Тлейлаксу является вопрос, как выглядят женщины этого народа. Тлейлаксу являются специалистами в области генетики и генной инженерии. Геном считают языком бога. Были полностью уничтожены Досточтимыми Матронами.
В основном, проживают на родной планете «Тлейлаксу». Основным орудием у Бене Тлейлаксу были скрытые знания, с помощью которых можно было искусственно вырастить человекоподобного. Сами они называли это «Языком Бога». Носили статус заговорщиков, с которыми нельзя, и даже опасно иметь дело. В будущем, разбиты Преподобными Предводитель
Тилвит Вафф — гхола, Мастер Мастеров (махай), сотрудничал с Бене Гессерит, но вступил в сговор с Преподобными Черницами. Был убит во время нападения последних на Ракис. «Мы — воплощение законов Шариата, последние во вселенной»
Сардаукары
Сардаукары или имперские сардаукары — солдаты элитной гвардии Падишах-Императоров Коррино из вселенной Дюны.
Сардаукары были фанатично преданы Падишах-Императорам Дома Коррино — Великого Дома, управлявшего всей известной вселенной до и во время событий, описываемых в романе Дюна. До того, как Пауль Атрейдес организовал фременов на Арракисе, сардаукары являлись самой мощной военной организацией в Империи, наводящей на всех страх.
Сардаукары были той силой, благодаря которой Дом Коррино удерживал трон, поэтому в процессе службы сардаукары могли достигать весьма высокого социального статуса.
С раннего возраста сардаукары тренировались на планете Салуза Секундус, родовой планете Дома Коррино, ставшей после атомной бомбардировки «планетой-тюрьмой» Императоров Коррино.
Сардаукары были организованы в легионы, каждый из которых состоял из 10 бригад по 30 000 солдат в каждой. До событий на Арракисе один легион мог восстановить порядок на любой планете, посмевшей вызвать гнев Императора.
Мыслящие машины
Эти наделённые разумом машины были созданы людьми и со временем стали доминировать над ними. Восстание людей против машин, известное как Батлерианский Джихад, является поворотной точкой в предыстории вселенной Дюны.
Легенды Дюны
Описывая Батлерианский Джихад, Легенды Дюны проливают свет на суть мыслящих машин во главе с Омниусом — разумной компьютерной сетью. Тысячелетия до событий Дюны, группа из 20 людей, взгляды которых отличались от остального человечества, использовали мыслящие машины чтобы подчинить человечество, а затем превратили себя в вооружённые гибриды человека и машин, называемые кимеками. Бессмертные и неодолимые они стали известны как Титаны, но спустя век сами были свергнуты Омниусом и стали его слугами. Человечество страдало от гнёта машин ещё 900 лет до убийства молодого Маниона Батлера от рук независимого робота Эрасмуса, что спровоцировало Батлерианский Джихад. Последние свободные люди объединились в Лигу Благородных и сражались целый век до победы над машинами в Битве за Коррин.
Кимек — тип киборга или гибрида человека и машины. Единственной органической частью кимека, оставшейся от человека, является мозг (что также известно в настоящей жизни как полный киборг). Процесс отделения мозга от тела в целях становления кимеком был изобретён когиторами — философами, которые путём помещения своего мозга в резервуары продляли и упрощали свои жизни. Таким образом, они могли размышлять, будучи не отвлекаемые процессами биологического тела. В отличие от когиторов, побуждением кимеков было продление собственной жизни для удержания тиранического управления империей.
История
Некогда первоначальные кимеки были группой из 20 честолюбивых молодых людей, которые наблюдая за застоялостью империи, поняли, что их немногочисленная группа сможет захватить власть над ней с помощью машин. Их назвали Титанами в честь Титанов из древнегреческой мифологии. Свои новые имена они также позаимствовали от исторических и мифических персонажей, наиболее известные из них: Агамемнон, Аякс, Барбаросса, Данте, Геката, Юнона, Тлалок and Ксеркс. Титаны смогли удержать власть в своих руках в течение сотни лет, пока один из них — Ксеркс — не поручил управление мыслящим машинам. Так как эти машины были соединены в сети, они стали ещё более разумными и сильными в итоге захватив контроль над его планетой и образовав первый сверхразум — компьютер Омниус. Последний распространялся с одной планеты на другую пока ему не стали подконтрольны все владения Титанов ещё до того как они смогли понять, что произошло. Титаны и нео-кимеки — новые отделённые от биологических тел солдаты, завербованные из числа людей с миров, находящихся под управлением Омниуса (также известных как Синхронизированные Миры), использовались Омниусом в битвах с людьми, так как они когда-то сами были людьми, а, следовательно, полнее понимали их стратегию и процессы мышления.
Небольшая группа миров, называемых Лигой Благородных, сопротивлялась первоначальному восстанию Титанов и осталась свободной во времена правления мыслящих машин. На их планетах и начался Батлерианский Джихад — война, сметающая все следы существования искусственного интеллекта в империи. В этот период, многие организации развивались, чтобы предоставить человечеству способности, способные заменить компьютеры, включая Космическую гильдию, Ментатов и Бене Гессерит. Их образование было обусловлено открытиями эффекта Хольцмана и меланжа.
Говорящие рыбы (Рыбословши) — вымышленная женская гвардия. На протяжении нескольких тысяч лет составляли личную охрану императора Лето II и находились под командованием гхол Дункана Айдахо. Состояли исключительно из женщин фрименской и сардукарской крови. Отправляли религиозный культ поклонения императору. После гибели императора ушли в Рассеяние.
Бене Гессерит
Школа ментально-физического тренинга, которая возникла после Батлерианского Джихада. Община Бене Гессерит состояла исключительно из женщин. Преподобные Матери Бене Гессерит умеют подавлять боль с помощью приемов прана-бинду, тайно передавать информацию, хранить память предыдущих поколений и подчинять волю другого человека. Возглавляет Общину Верховная Матерь, а остальные Сестры подчиняются ей беспрекословно.
У Бене Гессерит существует деление на "профессии”. Правдовидицы способны различать самую хитрую ложь, импринтеры могут соблазнить любого мужчину и добыть его семя для селекционной программы Бене Гессерит, селекционные куртизанки контролируют программу по созданию сверхчеловека Квисатц Хадераха. А специальный орган под названием Миссионария протектива насаждает веру гессериток в примитивных мирах.
История
Предшественницами Бене Гессерит являются Ведьмы Россака — женская организация с закрытым членством, также проводившая селекционную программу. О них мы узнаём из Батлерианского Джихада.
В Битве за Коррин появляется первая Преподобная Мать: Ракелла Берто-Анирул (по происхождению — Атрейдес) противостоит смертельному яду, нейтрализуя его.
В течение последующего тысячелетия Бене Гессерит являются наполовину мистической женской школой, обучающей Правдовидиц для Империи. На самом же деле они уже начинали контролировать Империю за кулисами. В это время зарождается селекционная программа по созданию Квизац Хадераха: Орден посылает своих послушниц в качестве жён тем мужчинам, гены которых наиболее благоприятны для достижения нужной цели.
Квизац Хадерах появился раньше, чем было запланировано. Пол Атрейдес захватил Империю и обрёл полную монополию на спайс. Его сын, Лето II, обрёл ещё большую власть — в течение 3500 лет он доминировал над Бене Гессерит, полностью взяв под свой контроль селекционную программу. После смерти Лето II Бене Гессерит постепенно стали восстанавливать былое могущество.
Навыки
Благодаря интенсивным тренировкам, Бене Гессерит обладают знаниями и способностями, которые непосвященным кажутся магией. Преподобные Матери хранят в себе опыт прошлых поколений. Они способны подмечать малейшие детали в окружающей обстановке, поведении других людей и могут воздействовать на это поведение с помощью Голоса. Специальные навыки позволяют им контролировать каждый мускул своего тела, каждую свою эмоцию.
Память предков
Преподобные Матери обладают полным доступом к памяти предков — воспоминаниям всех их прародителей по женской линии. Совместная память является как бы второй личностью Преподобной Матери. Доминирующей при этом остаётся первая личность. В определенные моменты предки могут подсказывать их носительнице что делать в том или ином случае, давать свои комментарии.
Преподобные Матери имеют доступ только к женской линии предков. Мужская часть их эго всё время находится внутри них, но является недоступной. Этот тёмный вакуум негативно влияет на разум Матери, пугая её. Цель селекционной программы Бене Гессерит — создание Квизац Хадераха, мужчины с доступом к мужской и женской памяти предков.
Преподобная Мать по своей воле может предоставить на время доступ к её памяти другой Преподобной Матери путём простого прикосновения ко лбу. Если Преподобная Мать умирает в присутствии другой, то она может полностью передать своё эго в момент смерти. Этот приём используется, когда необходимо в обязательном порядке сохранить опыт/память умирающей, например, Верховной Матери, чтобы разработанная ею долгосрочная стратегия не прерывалась.
Extremis Progressiva — массовая передача сознания друг другу в экстремальных ситуациях, угрожающих гибелью. В таком случае, если хотя бы одна гессеритка выживет, внутри неё сохранятся все остальные.
Голос
Бене Джессерит могут заставить своих слушателей им повиноваться на подсознательном уровне, используя Голос (в тексте романа Голос всегда пишется с заглавной буквы, а в английской версии ещё и сопровождается частицей the (the Voice), чтобы подчеркнуть, что речь идёт не об обычном голосе). Разум слушателя при этом не осознаёт воздействия и не может ему противостоять. Голос, являющийся своего рода манипуляцией тональностью произносимого, может использоваться как по отношению к отдельным лицам, так и к группам людей. В каком-то смысле Голос — это сверхразвитые ораторские способности; примером из реальной жизни может служить Адольф Гитлер, речи которого были известны своей способностью возбуждать интерес у людей.
Контроль голоса — это не магия и не мистика. По сути, это врождённый навык, характерный в большей или меньшей степени каждому человеку и лишь требующий специального обучения. Голосом могут владеть не только Преподобные Матери, но и простые адепты Ордена и даже вовсе не члены Бене Гессерит. В Дюне Джессика Атрейдес обучает навыкам Голоса своего сына Пола. Преподобная Мать Гая Елена Мохиам, испытав молодого Атрейдеса, впоследствии даже рекомендует Джессике продолжить обучение, аргументируя: «ему это понадобится».
Как минимум в трёх случаях Голос может оказаться неэффективным. Во-первых, если человек не может слышать использующего Голос, то и его воздействию он не подвергнется (допустим, если человек глухой: на службе у Харконненов даже были специальные охранники, умышленно лишённые слуха, чтобы они могли охранять заключённую Бене Гессерит). Во-вторых, для наилучшего эффекта цель сначала нужно изучить и найти в ней слабые стороны, а лишь затем подобрать нужную тональность Голоса. Это накладывает свои ограничения: на изучение требуется время и навыки быстрого и правильного анализа. И в-третьих, жертва может сама противостоять Голосу. Например, есть речь идёт о попытке воздействия на другую Гессеритку или ментата. Обычного человека также можно обучить навыкам сопротивления Голосу.
Усиленное Восприятие
Бене Гессерит учат постоянно использовать повышенное восприятие, отмечая мельчайшие детали, недоступные вниманию обычных людей. При надлежащем последующем анализе «ведьма» (отчасти за этот навык их так и прозвали) получает очень подробную картину окружающей местности или какого-либо отдельного индивида, которую впоследствии может использовать в своих интересах. Незначительные изменения в воздухе или обстановке помещения помогут Бене Гессерит найти скрытые ловушки или смотровые щели. Изменения в голосе человека, в запахе его тела (как результат, например, возросшего потоотделения) говорят о его эмоциональном состоянии в настоящий момент и, следовательно, возможности манипуляции этим человеком.
Правдовидение
Многие Бене Гессерит — правдовидицы. Так называют навык определения искренности говорящего с помощью, опять же, повышенного восприятия (см. выше). Как и многие другие гессеритские навыки, правдовидение не является чем-то экстраординарным и потенциально содержится почти в каждом человеке и лишь требует особой интенсивной тренировки.
Многозадачность
Эта способность позволяет Бене Гессерит одновременно использовать несколько нитей сознания для выполнения различных задач. Её комбинирование с аналитическими
Прана Бинду
Бене Гессерит помимо ментальных навыков развивают также и физические. Обученная сестра обладает полным контролем над каждым мускулом своего тела. Это и называется прана бинду: прана означает дыхание, а бинду — мышцы. Он позволяет ей, например, согнуть самый последний сустав мизинца, оставаясь при этом неподвижной всеми остальными частями тела, или вложить огромную силу в физический удар, будучи безоружной. Они могут изгибать своё тело такими способами, которые другим кажутся невозможными. У прана бинду есть ещё одна сфера применения: контроль каждого нерва в теле. Он позволяет, в частности, противостоять боли. Внутренний контроль
В то время как Прана Бинду контролирует каждый мускул и нерв в теле, остаются ещё и внутренние органы. В этом плане возможен полный контроль дыхания и биения сердца до той степени, что по многим тестам сестра будет считаться мертвой (даже после интенсивной физической нагрузки). Бене Гессерит могут сознательно совершать самоубийство, просто останавливая своё сердце. Контролируется также потребность в воде, пище или воздухе вопреки голоду или жажде. Возможно даже замедление старения, однако к этому сёстры не прибегают, так как оно требует очень сильной концентрации, а к тому же и раскрывает секреты Бене Гессерит, так как результат хорошо заметен окружающим (в Детях Дюны Джессика обнаруживает следы умышленного замедления метаболизма у своей дочери Алии).
Отдельно стоит выделить возможность контроля менструального цикла и даже пола вынашиваемого ребёнка: леди Джессике приказывают родить дочь, но она нарушает приказ, в результате чего рождается Пол. Другой пример использования: вопреки желанию Императора Шаддама IV иметь сына послушница Бене Гессерит рожает ему дочерей; младшая — принцесса Ирулан.
Сексуальные таланты
Бене Гессерит известны за особые способности к соблазнению и сексу.
В Еретиках Дюны Преподобную Мать Люциллу судят за домогательство гхолы Дункана Айдахо. Она же отмечает, что знает сотни сексуальных позиций и вариаций (предположительно, такими навыками обладают все сёстры). Сексуальные таланты являются основным методом в деле селекции: в первом романе леди Феннинг поручают в срочном порядке соблазнить Фейд-Рауту Харконнена, чтобы сохранить предыдущие селекционные достижения после того, как Джессика ослушалась приказа родить дочь.
Слабые стороны.
Преподобные Матери зависят от меланжи, дающей им их способности. Любое лицо, потребляющее меланжу, становится от неё зависимым, и переработанный спайс требуется ему для выживания. Несмотря на огромный положительный эффект (продление жизни, повышение умственных навыков), спайс — это наркотик, а значит вызывает привыкание. Отказ от приёма приводит к смерти. Его мысль была развита сыном: по-настоящему вселенную контролирует лишь тот, кто может уничтожить весь спайс.
Память Предков могут контролировать лишь те, чьё собственное эго способно противостоять личностям давно умерших. В противном случае какой-нибудь предок может полностью захватить личность живого и манипулировать ею. Если Бене Гессерит подвергается спайсовой агонии будучи беременной, её плод также проходит через агонию и получает предковую память, становясь пре-рожденным (предварительно рожденным). Так как у плода нет своего эго, он становится фактически носителем разума умершего предка. Таких детей Бене Гессерит обычно убивают.

Спайсовая агония — это суровое испытание, которому подвергаются послушницы. Испытуемая принимает особый наркотик, получаемый следующим образом: маленького подателя (так фремены называют личиночную стадию песчаного червя) топят в воде, в результате чего он выделяет желчь, являющуюся экстрактом меланжа/специи. Наркотик пробуждает внутреннюю личность послушницы, а также личности всех женщин-предков. Для того, чтобы пережить ритуал, кандидатка в Преподобные Матери должна также нейтрализовать яд, содержащийся в жидкости (а если речь идёт о фременской Преподобной Матери, то обезвредить нужно также и всю оставшуюся воду жизни для последующей сиетчской оргии). Справившаяся с испытанием становится Преподобной Матерью — Бене Гессерит с огромными возможностями и с полным контролем над памятью предков (общей памятью всех женщин-предшественниц). Многие, однако, не выдерживают это испытание. Известно, что раньше Бене Гессерит использовали для ритуала другие яды. С появлением меланжа все прочие отошли на задний план, так как эффективность продукта смерти червя значительно их превзошла.
Считается, что только женщины могут пережить спайсовую агонию. Цель селекционной программы Бене Гессерит — создание мужчины, способного нейтрализовать яд. Квизац Хадерах получил бы гораздо более обширные способности: Преподобные Матери обладают доступом к памяти лишь женской линии, при этом предки-мужчины тем не менее тоже «занимают место» во внутреннем Я, внушая страх их носительнице, так как представляют из себя огромную чёрную пустоту во внутреннем сознании. Лишь мужчина, переживший спайсовую агонию, может получить доступ как к женской, так и к мужской линии.
Джессика Атрейдес прошла через спайсовую агонию, вынашивая при этом свою будущую дочь — Алию. Это привело к тому, что Алия уже в утробе получила полный доступ к памяти предков и родилась сразу Преподобной Матерью. Но так как навыками Бене Гессерит Алия не обладала, то и контролировать голоса внутри себя она не могла, она стала одержимой предками, таких людей фремены и бене гессерит называли - мерзостью, по фременским обычаям она должна была пройти суд одержимых. Это привело к тому, что впоследствии уже умерший к тому моменту барон Владимир Харконнен, будучи предком Алии, подчинил её разум себе. Стоит отметить, что Алия (такая долгожданная, в соответствии с селекционной программой, дочь от союза Джессики и Атрейдеса) таким образом получила доступ (правда, неконтроллируемый) и к мужской линии предков. Так что её можно считать венцом творения Бене Гессерит.
Категория: Миры книг. | Добавил: ShahOFF (24.10.2013)
Просмотров: 5022 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]