menu

Плоский мир
Зеркало всех прочих миров — вот истинная суть творения Пратчетта. Вселенная Discworld, его обитатели и события, происходящие с ними, могут быть абсолютно фантастичны. Но сквозь них проглядывают знакомые черточки, и за лукавой улыбкой автора перед читателем во весь рост встают вполне реальные проблемы нашего мира.
Цикл начинался как откровенная пародия на штампы фэнтези и его наиболее популярных представителей, однако затем перерос рамки остроумного зубоскальства, приобретя самостоятельную ценность.
Плоский мир (англ. Discworld) —Планета эта, как понятно из названия, плоская и имеет форму диска. В этом мире свои законы физики: свет здесь движется медленно, магия материальна, а в радуге восемь цветов. В этом мире возможно всё то, что мы считаем мифами. Плоский мир покоится на спинах четырёх слонов, которых держит гигантская черепаха Великий А’Туин, плывущая сквозь космическое пространство. Этот мир населен различными расами: тролли, гномы, эльфы, големы, вампиры, оборотни, зомби — все они не просто сосуществуют в этом мире, но и борются за свои права и равенство при приеме на работу.
Гипотезы возникновения Плоского Мира
Установлено, что кости слонов, на которых стоит Плоский Мир, сделаны из живых камней и железа, а нервы из золота. Согласно теории Пятого Слона, первоначально слонов было пять, но миллионы лет назад пятый слон сорвался с панциря черепахи и, описав орбиту вокруг неё, с силой врезался в Диск. Со временем, из его тела образовались залежи золота, железа, жира и прочих полезных ископаемых, ныне активно добываемых в Убервальде.
Примерно миллион лет назад Плоский Мир в первый раз изменил направление своего вращения. Как оказалось, этот феномен происходит каждые сто тысяч лет. Последствием изменения направления вращения Диска было появление горных хребтов, возвышающихся на Плоском Мире и по сегодняшний день.
Как установил эфебский философ Эксплетий (англ. Expletius), диаметр Диска составляет почти 10000 миль. Толщина диска по краям около тридцати миль, однако, считается, что в середине он намного толще и вмещает внутренний слой расплавленных пород, который питает вулканы и позволет континентальным плато двигаться. В недрах Диска под высоким давлением находятся безбрежные залежи Октирона, магического металла, что, возможно, является причиной необычайно высокого магического поля Диска.
Существует гипотеза, согласно которой несколько миллионов лет назад на Диске был один суперконтинент Пангола. Примерно сто миллионов лет назад в период, описанный волшебником и геологом Вентером Борассом (англ. Venter Borass) как Борассийская эра, прото-континент окончательно разделился на две массивные части — Говандалэнд (англ. Howondaland) — названный так в честь континента, где Борасс провел большую часть своих исследовании и Лаврагатею (англ. Lauragatea), название было дано как в честь империи, занимающей большую часть Противовесного Континента, так и в честь матери исследователя. Около 30 миллионов лет назад от второго, меньшего континента Лаврагатеи откололся небольшой и чрезвычайно загадочный континент, называемый ныне ХХХХ.
С Края Диска в космос постоянно изливаются потоки воды из Околоземного Океана. Наукой не установлено, каким образом вся изливающаяся вода возвращается обратно на Диск. Не установлено также, каким именно образом поддерживается расплавленное состояние горных пород в глубине Диска. Наиболее разумная теория предполагает, что тепло генерируется в безбрежных залежах Октарина, залегающего в толще земли под высоким давлением. Октариновая теория также объясняет наличие сильного магического поля у Диска.
Континенты
* Безымянный континент: Самый большой континент Диска. На нём находятся равнина Сто и Овцепикские Горы — они занимают всю территорию от Пупа — высочайшей вершины мира, до Анк-Морпорка, расположенного на побережье Круглого Моря. Берега этого континента омывают Повращательный и Противовращательный океаны. На этом континенте находятся страны Ланкр, Сто-Лат, Псевдополис, Убервальд и другие. Огромная территория, расположенная по другую сторону Пупа, практически неизвестна, за исключением города Орлеи и нескольких мелких стран.
* Клатч: этот континент не отделен водой от безымянного, но дискографы посчитали его самостоятельным континентом, вероятно вследствие того, что Клатч является слишком явной «заграницей» по сравнению со странами Равнины Сто. На его побережье находятся ряд государств (Омния, Цорт, Джелибейби и др.), глубже к центру континента начинаются неисследованные равнины Хершебы и джунгли Говандалэнда.
* Противовесный континент расположен напротив Безымянного континента и Клатча. Хотя он меньше по размеру, чем эти два континента, но он уравновешивает их, позволяя Диску сохранять равновесие на спинах слонов. В его недрах находятся богатые залежи золота и октарина, металлов с очень высокой плотностью, поэтому он весит примерно столько же, сколько два больших континента на противоположной стороне. На территории Противовесного континента находится Агатовая Империя.
* Форэкс ХХХХ
Анк-Морпорк
Анк-Морпорк — торговая столица Плоского Мира. Это также крупный научно-магический центр — в нем расположено крупнейшее магическое учебное заведение мира — Незримый Университет. По словам самого писателя, город объединяет в себе черты таких крупных средневековых западноевропейских торговых городов, как Таллин, Прага, и черты Лондона восемнадцатого века, Сиэтла девятнадцатого века и современного Нью-Йорка.
Согласно легенде, город был заложен двумя осиротевшими близнецами, которых выкормила бегемотиха. В память об этом событии, гиппопотам является королевским животным Анка. Восемь геральдических бегемотов и по сию пору стоят на Медном мосту, повернувшись мордами в сторону моря. По легенде, если городу будет угрожать опасность, они немедленно удерут.
Существует и вторая легенда, менее популярная. В ней говорится, что в давние времена, когда Боги устроили всемирный потоп, несколько мудрецов соорудили огромную лодку и в эту лодку погрузили по паре каждой твари, в то время населявшей Диск. Через пару недель из-за накопившегося навоза лодка сильно осела, и тогда — так гласит история — его побросали за борт и нарекли это место Анк-Морпорком.
Общепризнанно, что самым первым зданием в городе является Башня искусств, которую заложил маг Альберто Малиха в 1 году АМ. Вокруг этой башни со временем вырос Незримый Университет и Анк-Морпорк стал магическим учебным центром Диска. Рядом со зданиями Незримого университета сохранились небольшие фрагменты первой городской стены. С годами, однако, в более судоходной части реки были выстроены доки и центр города сдвинулся вниз по течению.
Анк-Морпоркская империя была основана Генералом Тактикусом, величайшим полководцем в истории Диска. Тактикус не смог примириться с тем фактом, что чрезвычайно разросшаяся Империя вышла из под его контроля, и поэтому он покинул Анк-Морпорк и уплыл в Орлею, чтобы стать там королем. Будучи королем Орлеи, он решил, что величайшей опасностью для его королевства является Анк-Морпоркская Империя и объявил ей войну.
В прошлом, называемым по недоразумению «золотым веком», Анк-Морпорком правили Короли Анкские. Легенды гласили, что это были мудрые, благородные и справедливые правители. Примерно две тысячи лет назад эта линия оборвалась и к власти пришли короли, более соответствующие действительности — безнравственные и извращенные, приведшие к падению Империи.
Под властью нынешнего патриция — Хэвлока Витинари, Анк-Морпорк стал торговой и политической столицей Диска. Представители самых различных рас заполнили город. В настоящее время в Анк-Морпорке проживает самая большая популяция гномов (дварфов) за пределами Убервальда.
Гражданским символом города является Морпоркия — женщина в накидке капустного цвета, в шлеме и держащая в руках щит с гербом и длинную вилку.
Край
Край диска, с которого беспрерывным потоком льется вода из Околоземного океана. Мало что известно про этот дискографический регион, поскольку ближе к Краю морское течение усиливается и после определённой точки морские корабли не могут повернуть назад и они неминуемо попадают в Краепад (обрамляющий Диск водопад). По утрам и вечерам, когда маленькое солнце диска проходит над краем, над Краепадом можно заметить огромную восьмицветную краевую радугу (англ. Rimbow), подковой висящую во влажном воздухе. Восьмой цвет появляется в результате того, что свет солнца преломляется на капельках воды, находящихся в сильном магическом поле Диска.
Ближе всего к Краю расположена островная страна Крулл. Жители Крулла развили разновидость магии, которая позволяет им строить транспортные устройства, перемещающиеся над водой. С их помощью они окружили ближайшую к ним часть Края (примерно треть периметра) Окружносетью — огромной сетью, которая улавливает все, что несет течение за пределы Диска.
Население
Плоский мир населен самыми разнообразными расами, которых можно встретить как в книгах фэнтези, так и в сборниках мифов. В городах преимущественно живут люди. На Диске есть представители и чёрной расы — обитатели Крайнего Клатча, и жёлтой расы — плоскомировые «азиаты» населяют в основном Противовесный континент. В джунглях Говандоленда предположительно обитают те, кого можно сравнить с коренными жителями Центральной и Южной Америк. В горах живут тролли и гномы (дварфы), но в последнее время они в больших количествах стали переселяться в города.
Из других рас следует отметить нежить — вампиров, зомби, оборотней, баньши и прочих. В городах также живут големы, которых тоже можно причислить к отдельной расе.
В паразитирующей вселенной — другом измерении, которое имеет выходы на Плоский Мир, обитают эльфы.
Также Диск заселен самыми разнообразными сверхъестественными существами — богами, демонами, стихиями и так далее.
Самые известные обитатели Плоского Мира
Патриций — правитель Анк-Морпорка, лорд Хэмлок Витинари, выдающаяся личность, воплощение идеального государя. "Под его правлением, впервые за тысячу лет, Анк-Морпорк функционировал". Исключительно честен, умерен в потребностях, в пороках не замечен. Коротает вечера за чтением деловых бумаг, изредка "позволяя себе такое волнительное переживание, как игра в шахматы". Убивая кого-нибудь, никогда не руководствуется личными мотивами, все для блага государства. "Надо отдать патрицию должное. Иначе он пошлет своих людей и возьмет это должное сам".
Сундук — сделан из Груши Разумной, растущей в местах обитания древней неприрученной магии. Здоровый ящик на сотне ножек, в который вмещается целая вселенная, и даже не одна. Повсюду следует за хозяином. Умеет все — стирать одежду или кусать (чаще всего насмерть) разных нехороших типов.
Коэн-варвар — что происходит с героями, когда они стареют? Был ты здоровенным амбалом с огромадным мечом, а стал беззубым старпером с подагрическими коленками... Но Коэн-варвар, последний бойскаут Плоского мира, героем остается всегда. И даже ухитряется стать Повелителем Агатовой империи,
Библиотекарь — орангутанг, хотя таковым был не всегда (превратился в результате незапланированной утечки магии в Незримом Университете, однако отказался становиться человеком вновь). Весьма неглуп, исключительно силен, любит свою работу, плату берет бананами, Правда, словарный запас несколько ограничен ("У-ук" — на все случаи жизни).
СРБН Достабль — самый крутой продавец сосисок в Анк-Морпорке. Приговаривая "себя-режу-без-ножа", втюхивает очередному простофиле свежайшую свиную сосиску из мяса издохшей года три назад крысы. Странно, что при таких талантах толком и не разбогател. Вот в нашем мире — наверняка бы уже стал миллиардером, губернатором и владельцем "Ювентуса".
Ринсвинд - волшебник, лишенный знаний и мастерства (за исключением знания языков и мастерства улепетывать при виде опасности) и совершенно не желающий геройствовать и искать приключения. Несмотря на любовь к спокойной жизни, Ринсвинд все время попадает в переделки, оказываясь за тысячи миль от родного Незримого университета, однако ему всегда удается чудом остаться в живых и несколько раз даже спасти Плоский мир. В книгах о Ринсвинде также упоминаются его друзья Коэн-Варвар, Двацветок, турист из далекой Агатовой империи, а также самоходный полуразумный магический Сундук, в котором Ринсвинд хранит свои пожитки во время путешествий.
Смерть - самый настоящий жнец с косой (мужского пола). Любит периодически являться смертным и болтать с ними (особенно часто является Ринсвинду, известному своей феноменальной способностью оставаться в живых). Всегда говорит Капителем; многие собеседники Смерти утверждают, что его голос сразу появляется у них в голове, минуя барабанные перепонки. За долгие тысячелетия, которые он сопровождает человеческие души из Плоского мира в следующий, стал считать человечество настолько очаровательным, что даже построил себе дом в личном измерении, где живет вместе со своим дворецким Альбертом и внучкой Сьюзен. Смерть и Сьюзен являются главными героями по крайней мере пяти книг и появляются еще в бесчисленном множестве произведений. Главными врагами Смерти являются Аудиторы Реальности, богоподобные бестелесные бюрократы.
Мойст фон Липвиг - талантливый мошенник и преступник, который был озабочен лишь собственным обогащением, с помощью поддельных облигаций обрушил несколько банков, что привело к смерти 2.338 человек (по утверждению надзирающего за ним голема мистера Помпы) и поимке властями Анк-Морпорка. Великодушный Патриций Ветинари, мудрый и безупречный правитель города, взял Мойста фон Липвига себе на службу, позволив ему проявить свои таланты на ниве государственного управления — сначала официально казненный мошенник занимал должность начальника городского почтового отделения, а затем стал главой монетного двора. На этой должности он провел денежную реформу, заменив монеты бумажными деньгами. Вскоре должна выйти еще одна книга, в которой бывший махинатор займется реформированием налогов величайшего города на Диске.
Флора Плоского мира
Груша разумная (англ. Sapient pearwood) — редкое дерево, растущее только там, где почва оказалась заражена магией во время великих магических войн прошлого. Его древесина совершенно не восприимчива к воздействиям магии и из нее получаются превосходные посохи для волшебников. На Безымянном континенте Груша разумная была почти вся вырублена, но на Противовесном континенте еще сохранилось несколько рощ этого растения.
Койхрен (англ. Wahoonie) — фрукт, растущий в некоторых районах Говандолэнда. Имеет двадцать футов в длину, покрыт шипами, цветом напоминает ушную серу, а запахом — муравьеда, который наелся тухлых муравьёв. Его вкус высоко оценен знатоками, но у всех остальных он вызывает лишь тошноту. Койхрен запрещен для выращивания во многих городах Равнины Сто. Жители Анк-Морпорка любовно называют свой город Большим Койхреном, подобно тому, как жители Нью-Йорка называют свой Большим Яблоком.
Помимо классических однолетних, двулетних и многолетних растений, на Диске существует еще один вид, крайне редкий. Это обратнолетние растения, которые, благодаря необычному четырёхмерному выверту в генах, должны быть посажены в этом году, чтобы взойти в предыдущем. Так, в стране Октариновой Травы, что в Овцепиках, выращивают Обратнолетний виноград. Вина, получаемые из обратнолетнего винограда, пользуются большой популярностью у предсказателей, поскольку дают возможность увидеть будущее. Неудобство заключается в том, что похмелье наступает утром накануне, но эта проблема решается с помощью достаточного количества обычного алкоголя.
Считающие Сосны растут высоко в Овцепикских горах, на самой границе вечных снегов. Они являются самыми древними обитателями Плоского мира. Считающие Сосны являются одним из немногих известных примеров одолженной эволюции. Большинство видов проходят путь эволюции, предназначенный им природой. Но Считающие Сосны постарались избежать всех этих трудностей, предоставив другим растениям эволюционировать вместо них. Оказавшись в любом месте диска, семена сосны немедленно заимствовали у местных растений самый эффективный генетический код и вырастали в то, что наиболее подходит окружающей почве и климату, вытесняя местные деревья из их естественной среды обитания. Oднако, их способность к моментальной эволюции их и погубила. Считающие Сосны умеют считать (своему умению они и обязаны своим названием); смутно понимая, что люди определяют возраст Дерева по годичным кольцам, Считающие Сосны решили, что именно поэтому люди и рубят деревья. Придя к такому выводу, Считающие Сосны за одну ночь изменили свой генетический код так, что примерно на уровне человеческих глаз кора стала образовывать светловатые цифры — точный возраст дерева.
Хищные растения
Молотобой (англ. Sledgehammer Plant) — хищное растение, встречающееся на острове Бхангбхандук. Охотится на мелких животных, но не пренебрегает человеком, если тот зазевался и не разглядел среди листвы кувалду.
Пирамидальный душегубный плющ (англ. Pyramid Strangler Vine) — растение, предпочитающее вегетарианскую диету: оно охотится на другие растения, те, что поглупее; не отказывается от зазевавшейся крысы, а также любых мелких грызунов.
Цапу (англ. Sapu Tree of Sumtri) — чрезвычайно опасное хищное растение, произрастающее на острове Сумтри.
В Плоском Мире также встречаются Пробковая яблоня, Кустарник Улораухи и Дерево Саго-Саго (его мякоть ядовита, но после особой обработки из него можно приготовить питательную кашу).
Фауна Плоского мира
Плоский мир населён огромным количеством существ в большинстве своём безопасные, но не менее интересные. Вот некоторые из них:
Бесцельный альбатрос (англ. Pointless Albatross) - по данным орнитологов диска, эта птица является разновидностью блуждающего альбатроса. Они лениво мигрируют между Пупом и Краем, без какой-либо определенной цели. В Агатовой Империи их используют для доставки почты на другие континенты.
Вирвь (англ. Vurm) - мелкие черви, живущие в глубочайших пещерах в горах Лламедоса. Они питаются падалью, терпеливо поджидая, когда тела станут достаточно мягкими для их беззубых ртов. Сытые вирви излучают зеленовато-белый свет и дварфы Убервальда специально разводят колонии вирвей, чтобы освещать свои помещения. Дварфийские «священники», так называемые глубинные «забурившиеся» дварфы, делают из растертых вирвей что-то вроде чернил. Этими чернилами они делают татуировку на предплечье — специальный знак «драхт», удостверяющий их личность.
Квантовая погодная бабочка (англ. Quantum Weather Butterfly) (мотылекус буреносус) — бабочка неприметного желтого цвета. На её крылышках нанесены узоры Мандельброта — сложные многоцветные завитки, перемежающиеся странными скоплениями черного в виде сердечек. Её крылья слегка более зазубренные, нежели крылышки обычных однодневок. Согласно фрактальной природе вселенной, это означает, что зазубренные края её крылышек бесконечны — так же, как бесконечен любой зазубренный берег. Если измерить его длину на самом последнем уровне, на уровне сверхмикроскопической «малости», то длина эта будет бесконечной — а если и не бесконечной, то, по крайней мере, настолько близкой к Бесконечности, насколько Бесконечность доступна человеческому взору в погожий день. Как следствие, если края крыльев бесконечно длинны, то сами крылья бесконечно велики.
Книжный червь (англ. Bookworm) - разновидность червей, обитающих в магических библиотеках Диска. Они питаются книгами, но книги в магических библиотеках чрезвычайно опасны и, чтобы не подвергнуться воздействию чудотворной радиации, они должны поедать бумагу с чрезвычайной скоростью. Взрослый книжный червь калибра .303 способен проесть книжную полку с такой скоростью, что под конец рикошетит от стены.
Кукушка часовая (англ. Cuckoo, Clock-building) - Птица, обитающая в Овцепикских горах. Вместо гнезда она строит часы. Как правило, эти часы отличаются большой неточностью.
Шаробум (англ. Blowfish) - необыкновенно вкусная, но смертельно ядовитая рыба, обитающая в околодонных водах океана. Глубоководная рыба-шар, Singularis minutia gigantica, защищается от врагов, моментально раздуваясь и становясь во много раз больше своей обычной величины. Если яд шаробум, который добывается из этой рыбы, попадает внутрь человеческого организма, каждая его клетка мгновенно увеличивается в 2000 раз. Это неизбежно влечет летальный исход — причем очень громкий. Готовить рыбу разрешается только поварам со специальным дипломом (отсылка на Японию и рыбу Фугу). Оставшиеся после удаления желудка, печени и пищеварительного тракта части на вкус отдают резиной с легким запахом канализации. Гурманы считают блюда из рыбы Шаробум настоящим деликатесом и посвящают ей целые поэмы.
Вот что говорит о своей работе сам Терри Пратчетт:
"Плоский мир начался, как своеобразный антидот от плохой фэнтези, потому что у нас был большой бум фэнтези в конце 70-х и многое было очень вторично из-за того, что писатели не хотели привносить в жанр что-то новое. Первые книги были наполнены маленькими отсылками на творчество других писателей, причем хороших писателей, я думаю, это тот случай, когда читатель может сказать: «Ах, вот здесь он „достал" Энн Маккефри!» Я быстро соединил вместе несколько типичных фэнтезийных вселенных в одну. Я припомнил описание из журнала «Mad» насчет «Флинтстоунов» — «динозавры 65 миллионов лет назад в одном мире с идиотами из нашего „сегодня"». Я попытался проделать что-то вроде этого и с Плоским миром. Не каждый в нём по-настоящему современный персонаж, но они узнаваемы для нас. Их взгляды также больше походят на взгляды людей 21-го столетия. Я делаю заметки все время. Писать про Плоский мир — это почти то же самое, что быть журналистом. Быть может, я тот журналист, который берёт место двух- или трёхлетней давности и описывает его, но последние 10 книг были навеяны текущими событиями, происходящими вокруг нас."

По материалам KnigoSearch.com
Категория: Миры книг. | Добавил: ShahOFF (29.10.2013)
Просмотров: 4493 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]