Приветствую Вас, Гость · | Вход · RSS 22.08.2017, 12:08
Меню фантазий
Сказочные существа
Феи [18]
Mixantropos [14]
Элементалы и духи [12]
Волшебные животные [11]
Общие материалы [11]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

free counters


Mixantropos  
Сати́ры
Сати́ры (от греческого Σάτυρος, восходящий к "tur" - "владыка") — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия. Изображались как лохматые существа, похожие на козлов, с приплюснутыми носами и хвостом.
Впервые упоминания о сатирах можно встретить в Греции. Мифы о сатирах неразрывно связаны с культом бога виноделия и веселья Диониса (в римской интерпретации называемый Вакх или Бахус). И в Греции и Риме сатиры и родственные им существа - фавны, паны, силены, выступали обычно как шуты, пьяницы, весельчаки, обманщики и развратники, обладающие необузданной сексуальностью. Сатиры составляли постоянную свиту Деониса.
Отличать сатиров, панов и фавнов друг от друга довольно сложно. Многие считают, что речь идет вообще об одном типе существ, просто в Древней Греции их именовали Сатирами, а в Риме - панами, фавнами и сильванами. Выгладили все они примерно одинаково: имели козлиные ноги с копытами и человеческое тело выше поясницы. Они были покрыты густой шестью, имели рога и хвост, а также обладали кривым сплюснутым носом.
Сатиры почитались как хозяева полей и как покровители плодородия. И это по всей видимости не случайно - сатиры наделялись качествами диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кто как не такие существа могли позаботится о природе, частью которой они, собственно, и являлись.
Распространенными были различные театральные представления, посвященные культу Диониса. На этих представлениях, которые часто разыгрывались на открытом воздухе, актеры, изображавшие сатиров, одевали уродливые маски и облачались в звериные шкуры.
Первые упоминания о сатирах — лесных существах, полулюдях полукозлах, относятся к VIII столетию до н. э. Мифы о них связаны с культом Диониса, бога виноделия и веселья, которого римляне называли Вакхом (Бахусом). В греческих и римских легендах сатиры и их двойники — фавны, сильваны, силены, паны — выступали чаще всего как проказники, шуты, трусишки, пьяницы, сластолюбцы, обманщики и развратники.
В христианской традиции их стали ассоциировать с дьяволом. Контрастность качеств, приписываемых сатиру, сделала его одним из самых популярных образов литературы и искусства на протяжении всей мировой истории. Даже в нашем столетии он остается одновременно символом невинности и простодушия и зла.
Хотя в современном понимании между сатирами, фавнами и панами практически ставится знак равенства, стоит уточнить, какие различия между ними видели древние греки и римляне. У греков сатиры — мужские духи лесов и гор в пантеоне Диониса — были существами с «приплюснутыми носами, лохматыми волосами, козлиными ушами и короткими хвостами». В римской мифологии появились и сатиры женщины. Наиболее близким сатиру можно назвать Пана — лохматого и бородатого бога полей и лесов с козлиными рогами и копытами, который также служит Дионису.
В каждой из древнегреческих провинций существовал свой собственный Пан. Фессалийского Пана называли Аристеем, и он считался покровителем животноводства и земледелия. В Малой Азии Пан был богом плодородия по имени Приап, которого изображали с огромным эрегированным фаллосом. В греческих и римских садах нередко устанавливали «гермы» — четырехгранные колонны с фигурами бога плодородия, называвшиеся так в честь Пана — Гермеса.
Один из сыновей Пана, Силений, согласно некоторым легендам, был учителем Диониса. Именно он помог Дионису впервые изготовить вино.
Силения, самого старого среди сатиров, обычно изображали как толстого, пьяного старика с отвисшим животом и лысой головой, все тело которого было покрыто волосами. Потомки Силения — силены считались божествами ручьев и рек. Самый известный из силенов — Марсий.
Главным отличием силенов от сатиров был конский хвост. Римляне идентифицировали Пана с богом плодородия Фавном, имя которого происходит от слова «фари» — «рассказчик». Фавн мог предсказывать будущее по своим снам. Его потомки фавны — шаловливые существа обоих полов, которые вызывали ночные кошмары. Другим римским божеством, которого можно связать с Паном, был Сильван — дух лесов и садов. Он также оставил после себя потомство обоих полов — сильванов.
В пьесе Эсхила «Эдонианы» Диониса ребенка воспитывает Силен — отец сатиров. Эта комедия отражает рост значения культа Диониса в Греции. Составной частью ритуала Диониса было сопровождаемое танцами распевание песен восхваления — «дифирамбов». Аристотель в «Поэтике» пишет о том, что греческий театр родился из дифирамбов.
Дифирамбы исполняли мужчины, одетые сатирами с конскими хвостами. Этот сюжет многократно отражается в росписях на греческих вазах. Из дифирамбов были сложены первые сатирические комедии. После трех трагедий, которыми начиналось представление в греческом театре, на сцене появлялся хор из сатиров и силен, которые вели себя развязно, а порой неприлично, чтобы развеять торжественную обстановку, созданную предыдущими пьесами, и подчеркнуть связь театрального общества с культом Диониса.
Ктесий и Мегасфен, посол диадоха Селевка I при дворе индийского царя Чандрагупты, упоминают о том, что сатиры населяют индийские плоскогорья. Римский энциклопедист Плиний Старший (23—79 н. э.), видимо, пользовался трудами Ктесия и Мегасфена. В его «Естественной истории» говорится о том, что сатиры получили свое название от греческого «сате», то есть «мужской орган», поскольку они «всегда одержимы похотью». Плиний утверждает, что сатиры населяют не только Индию, но и Эфиопию. Вера в реальное существование сатиров дожила до позднего средневековья. В «Золотой легенде» — собрании французских историй о святых, созданном в XIII веке Якобом из Ворагина, рассказывается о том, что святой Антоний во время поисков святого Павла Отшельника встречает в пустыне сатира — «дьявольское существо, которое язычники почитают как лесное божество».
Хотя ни в греческой, ни в римской мифологии сатиры не воспринимались как зло, их средневековый сатанинский образ во многом обязан своим происхождением легенде о сатире Марсии, который, возомнив себя непревзойденным игроком на флейте, вызвал на соревнование Аполлона. В наказание за дерзость с проигравшего Марсия заживо сдирают кожу. Средневековые теологи увидели в этом аллегорию победы Аполлона — олицетворения света и чистоты — над злом. Другой причиной превращения сатира в сатану в средневековых легендах была его связь с Паном и Дионисом, которых нередко изображали в виде рогатых существ с неутолимой жаждой плотских утех. Козлиные ноги, острые уши и бегающие глаза несомненно подходили к образу дьявола. В Пане, сыне Гермеса, провожающего мертвых в подземное царство, и Дионисе, воскрешающем из мертвых, средневековые теологи видели символы тьмы. Для средневекового человека дьявол и сатир стали неразделимыми символами зла.
Подтверждением этому служит строка из „Кармина бурана" — латинского песнопения, сочиненного монахами монастыря Бенедиктбойер в Верхней Баварии в XIII веке: „Я изгоняю вас, фавны, нимфы, сатиры, тролли… демоны во всех обличьях".
В бесчисленных бестиариях сатиры и обезьяны описывались в одних и тех же главах. Этот взгляд отражен и в современном научном названии орангутана — «симиа сатирис».
С началом эпохи Возрождения средневековый образ сатира начинает уступать место прежнему классическому. В пьесе Джона Флетчера «Верная пастушка» (1608 год) Пан — «хранитель овец, защитник чистоты и свободы». А его современник драматург Бенджамин Джонсон сравнивает с Паном короля Якова I — покровителя овцеводства. Ницше раскрывает смысл совмещения козлиного и божественного в сатире в «Рождении трагедии» (1872). По его мнению, сатир — философская метафора греческой цивилизации, образ, соединяющий в себе красоту, идиллию, сексуальность, простоту и зло. Образ сатира в литературе и искусстве также изменялся на протяжении веков.
Из литературных памятников сатиру следует отметить комедию Еврипида «Циклоп» — единственную из дошедших до нас греческих сатирических пьес, в которой сатир вместе с Одиссеем и его спутниками попадает в логово циклопа Полифема. Одиссей и его люди ослепляют циклопа и уходят, сатир же остается с ним в качестве его любовника. Пьеса в сатирической форме передает смысл справедливости.
В заключение приведем мнение режиссера Эндрю Берната, который считает, что современное общество вывело свой особый вид сатира — «голливудский». Нового сатира, который изысканно одевается, спит весь день, а по ночам волочится за женщинами, излишне много пьет и курит, можно назвать олицетворением самоубийственных тенденций безумного XX века, не ведающего любви и благородства.
Категория: Mixantropos | (23.09.2011)
Просмотров: 1829
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Copyright ShahOFF © 2010 (возрождение проекта 2004) 
Является частью проекта ЯВКА 324