menu

Китчи Маниту (Великий Дух)
Китчи Маниту (Великий Дух) увидел видение. В своём сне он видел огромное небо, усыпанное звёздами, с солнцем и луной. Он увидел землю с горами и долинами, островами и озёрами, степями и лесами. Он видел деревья и цветы, травы и плоды. Он увидел ходящих, летающих, плавающих и ползающих существ. Он был свидетелем рождений, роста и конца существ. Они постоянно изменялись. Китчи Маниту услышал песни, плач, сказания. Его коснулся ветер и дождь. Он почувствовал любовь и ненависть, страх и мужество, наслаждения и мучения. Китчи Маниту размышлял на этим видением. В своей мудрости он понял, что это видение нужно осуществить. Китчи Маниту воплотил в создание то, что он видел, слышал и чувствовал.
Из ничего он создал камни, воду, огонь и ветер. В каждое из них он вдохнул дыхание жизни. В каждое он вложил различные состояния и характеры. Каждая субстанция стала иметь собственную силу и у каждой появилась собственная душа. Из этих четырёх субстанций Китчи Маниту сотворил физический мир солнца, звёзд, луны и земли.
Солнцу Китчи Маниту дал силу света и тепла. Земле он дал рост и здоровье, воде – чистоту и обновление, ветру – музыку и дыхание жизни.
На земле Китчи Маниту создал горы, долины, прерии, острова, реки, заливы и озёра. Каждое было на своём месте, каждое было прекрасно.
Затем Китчи Маниту сотворил растительные существа. Их было четыре вида – цветы, травы, деревья и плоды. Каждому он дал дух жизни, рост, здоровье и красоту. Каждого он поместил там, где ему было наиболее полезно, что придало земле наибольшую красоту, гармонию и порядок.
После растений Китчи Маниту сотворил животных существ, наделив каждого особой силой и характером. Там были двуногие, четвероногие, крылатые и плавающие.
Позднее всех он создал человека. И хотя он был последним из порядка создания, он был наиболее зависим, хотя и имел слабое тело, он обладал величайшим даром – разумом и способностью видеть видения.
Затем он издал Великие Законы Природы для наилучшего бытия и гармонии для всех вещей и для всех существ. Великие Законы Природы устанавливали место и движение солнца, луны, звёзд и земли; правили силой ветра, воды, огня и камней; устанавливали ритм и продолжение жизни, рождения, роста и разложения. Все вещи существовали и работали по этим законам.
Китчи Маниту воплотил в жизнь своё видение.
Через некоторое время Китчи Маниту взглянул однажды на сотворённую им землю и опечалился. Камни, растения, звери и люди - все они позабыли о законе единства, по которому жили. Они воевали между собой из-за малейшей ссоры. Они по-прежнему пользовались дарами и силами, которыми были наделены. Но они были настороженными, жадными и проявляли ненависть друг к другу. Китчи Маниту решил, что земля не должна больше оставаться такой. Он попытался направить детям земли послание о правильной жизни, но только некоторые из них прислушались к его советам. Люди же оставались глухими. Тогда он решил преподать им урок.
Бедствие пало на мир. Огромные облака появились на небе и вода полилась на землю и даже горные вершины оказались затопленными. Всё, что было раньше, стало одним обширным морем. Все люди погибли. Все живые существа погибли. Все растения были покрыты морем. Только водяные животные, птицы и рыбы выжили. Море, покрывавшее землю, тянулось бесконечно и волновалось по жестокими ветрами.
Мир оставался морем много поколений.
Наконец дожди прекратились, облака разошлись и засветило солнце.
Высоко в небе жила одинокая женщина-дух. Лишённая спутника, она чувствовала грусть. В своём уединении она попросила у Китчи Маниту помощи, чтобы скрасить своё одиночество. Сжалившись над Небесной Женщиной, Китчи Маниту послал мужчину-духа стать её супругом.
Небесная Женщина и её спутник были счастливы вместе. За это время она зачала. До того, как она родила, её супруг ушёл. В одиночестве она родила двух детей, один был духом, а другой физическим существом.
Новые существа с противоположными субстанциями и характерами ненавидели друг друга. Они сразились в грандиозной небесной битве и убили друг друга.
После гибели своих детей Небесная Женщина снова жила в одиночестве. Узнав об этом, Китчи Маниту снова послал ей спутника. Снова Небесная Женщина зачала. Скоро её супруг ушёл, но она осталась довольна.
Водяные животные узнали что случилось в небесах, они чувствовали, что Небесной Женщине тяжело и пожалели её. В своём сострадании к ней они искали пути помочь ей. Наконец они уговорили гигантскую черепаху подняться на поверхность воды и предложить ей свою спину как пристанище. Когда гигантская черепаха согласилась, водяные существа пригласили Небесную Женщину спуститься вниз.
Небесная Женщина приняла приглашение, и, покинув своё местопребывание на небесах, спустилась вниз отдохнуть на спине гигантской черепахи. Когда женщина-дух поселилась на черепахе, она попросила водяных животных достать немного земли со дна моря.
Все животные с радостью старались услужить Небесной Женщине. Бобёр был первым, кто нырнул в глубину. Он вскоре всплыл, запыхавшись и без драгоценного грунта. Попытался баклан, но тоже потерпел неудачу. Выдра спускалась вниз, но поднялась с пустыми лапками, сообщив, что вода очень глубокая. Попыталась гагара. Несмотря на то, что она пробыла под водой много времени, она тоже всплыла ни с чем, хватая воздух. Она сказала, что слишком глубоко. Все попытались исполнить просьбу Небесной Женщины и все потерпели неудачу. Всем было неловко.
Наконец самое маленькое из водяных существ, мускусная крыса, вызвалась нырнуть. Услышав это, другие животные стали насмехаться над ней, потому что они не верили, что такой маленький зверёк имеет столько силы и выносливости. Не им ли, более сильным и выносливым, не удалось достать грунт со дна моря? Как может она, мускусная крыса, говорить так, когда они не имели успеха?
Тем не менее, маленькая мускусная крыса попыталась нырнуть. Она бесстрашно исчезла в волнах. Зрители ухмылялись. Они ожидали, что мускусная крыса всплывёт с пустыми лапками, как и они сами. Время шло. Усмешки сменились беспокойством. Слабая надежда, что мускусная крыса благополучно вернётся сменялась отчаянием. Когда ожидающие существа потеряли надежду, мускусная крыса появилась на поверхности и была больше мёртвой, чем живой, но у неё в лапках был зажат маленький комочек земли. Когда большие не могут чего-либо добиться, маленькие могут иметь успех.
Пока мускусная крыса приходила в себя, женщина-дух раскрасила края черепашьей спины принесённой землёй. Она дунула на это и это было дыханием жизни. Сразу же земля стала расти, покрывая черепашью спину и образуясь в остров. После того, как черепаха окончила свою службу, не длившуюся долго, она уплыла прочь. Образовался остров и был назван Мише Макинагонг, или «Место спины черепахи», сейчас известной как Мичилимаккинак, центр земли.
За эти услуги Небесной Женщине и человечеству черепаха сделалась посредником между параллельными мирами, а также посредником между чувствами, которые текут и вспыхивают между существами различной природы и порядка. Она стала символом понимания дарения и получения. Черепаха, плывущая между всеми творениями, представляет собой гармонию и связь между существами.
Остров жизни рос в стороны. Вода отступала и животные принесли женщине-духу останки трав, цветов , деревьев и дающих пищу растений. В каждое она вселила своё жизненное дыхание и они снова ожили. Таким же образом она оживила утонувших ранее животных. Каждый был возрождён на новом острове жизни.
Наконец пришло время Небесной Женщине исполнить своё жизненное предназначение. В одно безоблачное утро она родила близнецов, мальчика и девочку.
Новые существа не были похожи на первых детей, которые уничтожили друг друга. Они были созданы природой, поровну с физической и духовной составляющей. В этом отношении они были подобны друг другу, но в то же время в них была заложена огромная разница. Один был мужчиной, другая была женщиной. Несмотря на то, что они были разными, они стремились к союзу друг с другом. Так же они не были полными и законченными друг без друга. Только вместе они обладали предназначением, только вместе они достигали своих целей.
Как и было уникально сознание у каждого. Названное «чияук», оно складывалось из шести составляющих: характер, воплощение, душа, сердце или чувства, дух и жизненные принципы. Эти составляющие давали способность мечтать и получать видения. Через сны и видения человек мог найти руководство в достижении своих желаний.
Мужчине видения были необходимы для самореализации, для женщины видения не были насущным. Обладая от первой матери даром зачатия жизни, женщины были самодостаточными. Так же как и Китчи Маниту получил видение и исполнил его, и таким же образом мужчина получил способность поиска видения и воплощения его в жизнь, после того, как он его получит. Мужчины и женщины имеют также ещё один элемент различия: каждый мужчина обладал своей «чибовмун» или аурой. Это была субстанция, выделенная из его «чияука» (сознания) через его тело, посредством которой состояние и качество его внутреннего бытия было прочувствовано и осмыслено.
Новые мужчины и женщины были названы Анишинабе или «Люди, сотворённые из ничего», ибо их составляющими не были ни камень, ни огонь ни вода, ни ветер. Они были особыми существами.
Цикл был завершён – создание разрушение и снова создание.
Первый год животные кормили и заботились о детях и Небесной Женщине. Во всех своих нуждах женщина-дух и её дети зависели от заботы и доброй воли животных. Медведи, волки, лисы, олени и бобры приносили пищу и питьё; белки, ласки, еноты и коты делали игрушки и предлагали игры; малиновки, зяблики и жаворонки пели и танцевали в воздухе; бабочки, пчёлы и стрекозы вызывали детские улыбки. Все животные существа служили на их жизненном пути, за исключением маленькой собаки.
Как одно из животных существ, собака была наделена исключительными качествами. Она не была так проворна, как лиса ; она была слабее, чем волк; она была не так ловка, как норка. Она не могла ловить рыбу, потому что была неважным пловцом; рядом с оленем она выглядела неуклюжей. Менее одарённая, чем её собратья, она ничего не могла предложить. Она не могла служить. Несмотря на это, она чувствовала себя обязанной что-нибудь делать. Будучи очень этим расстроенной, она взяла на себя обязательство дарить свою любовь. Другие служили в соответствии со своими характерами и возможностями. Поэтому собака поселилась рядом с постелью, на которой лежали спящие дети. Она пристально смотрела в их глаза, клала свою голову на их ноги, или играя, смешила их. И дети веселились. С этого времени собака всегда с человеком.
Первая зима в жизни Анишинабе была для них тяжёлым испытанием. Пищи было недостаточно, ветра были холодными и резкими. Дети стали болеть и теряли силы с каждым днём. Казалось, что они не смогут выжить зимой. Женщина-дух была безутешна, животные и птицы были в тревоге, что дети, которых они с любовью растили, могут умереть. Медведь, боясь смерти детей, предложил своё собственное тело, чтобы они могли жить.
Питаясь вкусным мясом медведя и укрываясь в его теле от холода, дети выжили. Смерть медведя навсегда оставила свой отпечаток в жизни новых существ. С этого времени другие животные жертвовали свои жизни для благополучия человека. Когда детство выросло в мужественность и женственность, они прониклись особенной любовью к медведю и чествовали его в своих церемониях. Они называли его своим дедушкой. С благодарностью и нежностью они посвящали свои молитвы другим животным – «Я нуждался». Мужчина и женщина выжили и жили благодаря смерти их старших братьев.
Много лет позже, когда первые Анишинабе подросли и женщина-дух была уверена, что они будут жить, она позвала своих детей к себе. Она сказала им, что она будет возвращаться в Страну Мира, в своё бывшее местопребывание. Она также сказала им, что когда они проживут свой срок и сделают в своей жизни достаточно хорошего, то они могут покинуть свои тела в Стране Живущих и души их могут идти в Страну Мира и жить там в другом образе.
Затем женщина-дух поднялась в небо, возвращаясь к себе домой. С тех пор Анишинабе вспоминают свою Первую Мать, Нокомис (Бабушку) всякий раз, когда начинает светить луна. В то же время они вспоминают первенство женщины, которая преподнесла уникальный подарок жизни и через женщину этот круг – творение, разрушение и возрождение – был законченным. Благодаря своей особой способности – дарения жизни и бытия – женщины занимают особое место в порядке мироздания и освобождены от поисков видения.
Basil Jonston. Ojibway heritage, Toronto,1976.
Категория: Общие материалы | Добавил: ShahOFF (18.10.2011)
Просмотров: 1699 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]