Лада
![]() Лада была одной из Рожаниц, то есть присутствовала при рождении человека и определяла его судьбу. Звёзды, братья-Месяцы и сама Рожаница Лада дают каждому человеку Долю — или Встречу, как её ещё называют, — маленькое Божество, которое следует за хозяином до могилы, трудится и хлопочет, помогает ему. Доли у всех разные, смотря по тому, какая звезда верховодила на небосклоне. Именем Лада древние славяне называли не только богиню любви, но и весь строй жизни — лад. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня. ![]() Тогда же пели: Благослови, мати, Ой мати Лада, мати! Весну закликати... И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам. В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. Мифологи конца XVIII и первых десятилетий XIX столетия (Попов , Чулков , Кайсаров ) не сомневались в ее существовании, приняв без проверки показания о ней Иннокентия Гизеля , который в своем "Синопсисе" говорить: "четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мняще себе добровеселие и любезно житие стяжати". Гизель черпал свои сведения о языческих богах из книг польских историков Кромера и Стрыйковского. Давайте за точку отсчета, возьмем все тот же Збурчанский идол. Он представляет собой скульптура высотой 267 см и весит почти тонну. По версии польских историков первыми обследовавшими находку он изображает главное божество давних славян - четырехликого бога «Свитовида». Версия, что Збурчанский идол это Святовид интересная версия! Сам Збручанский «Святовид» при его изготовлении древними славянами был разделен на три уровня, соответствующие их представлениям о тройственности мира – небе, земле и потустороннем мире. Верхний уровень – самый высокий, 160 см. Предполагают, что с четырех его сторон под общей шапкой вытесали верховных славянских богов – Ладу, Мокошь, Перуна и Дажбога. Теперь перейдем к Ладе. Ее отличие от Макоши, что на ее руке изображен перстень! Вот этот перстень и указывает нам, что перед нами Лада – богиня весны, урожая и самое главное любви! Она же и покровительница счастливых браков. По сохранившимся историческим документам древние славяне пытались получить благосклонность Лады, пронося ей в жертву: масло, крупы, кожу животных и пиво. Праздник Лады отмечали целый месяц – с 25 мая до 25 июня. Именно тогда она и наиболее благосклонна к своим почитателям! ![]() Она объезжала засеянные поля в зелёной одежде, благословляя будущий урожай, и шёрстка её коня отливала спелым золотом, как налитой колос. А мужчины и женщины, держась за руки, шли вслед за нею в поля, где можно обняться вдали от чужих глаз. Люди ведали; их любовь даёт добрую силу хлебному полю. Поле отдаривало Людей голубыми цветами и обещало вернуть посеянное сторицей. Говорят, будто жито росло тогда стоколосым по сотне тугих, тяжёлых колосьев на каждом стебле! Ее месяц – апрель. Одна из Лосих-Прародительниц. Соотносится с Лато из страны гипербореев в верхней ипостаси, и Деметрой – в нижней ипостаси. Одна из Рожаниц.(см. Триглав). Жена Лада, либо некое божество с неразличенным полом Дидо-Ладо. Ее металл – золото, медь или бронза, а камень – изумруд. Храмы Лады стояли во всех без исключения древнерусских городах. Они были изящны, богато украшены красивой деревянной резьбой и напоминали собой ажурные, покоящиеся на резных деревянных колоннах пирамиды. В каждом таком храме находились выполненные неизвестными ныне талантливыми русскими мастерами изображения Великой Лады. Обычно статуи Богини вырезались из дерева и покрывались тонким золотом. На капищах Её изображения оставались деревянными. Иногда вместо них ставился на берёзовом отрезке (берёза – дерево Богини) знак Лады – круг с треугольником посередине, где острый угол направлен вниз, а основание треугольника- вверх. Круг здесь обозначает вселенную, а треугольник сердце этой Вселенной. Только одна статуя Лады была выполнена из чистого золота. Эта статуя находилась в главном храме Богини, который некогда стоял на берегу Ладожского озера. Чтобы расшифровать название озера, достаточно знать имя Лада и древнерусское слово, означающее путь – «га». И получается, что озеро Ладога всего-навсего значит «дорога к Ладе». И на самом деле, к храму Великой Лады можно было подойти только со стороны озера. С берега храмовый комплекс Богини был надёжно прикрыт огромным непроходимым болотом, тропы через которое знали только волхвы. В настоящее время эта топь почти исчезла, но в древние времена она представляла серьёзное препятствие. Храм Богини стоял на юго-восточном берегу озера. И паломникам приходилось плыть к его пристани на лодках из Старой Ладоги. Крепость старой Ладоги была своеобразным ключом к храму Богини, единственным местом, откуда можно было попасть к его комплексу. ![]() Обнажённое золотое изображение Великой Лады стояло на каменном постаменте у алтаря под куполом храма. На согнутой левой руке Богини сидел маленький Лель и улыбался. Одежда статуи Лады состояла из трёх удивительных венков: они были собраны из искусно выполненных из золота полевых цветов, перевитых коваными серебряными листьями и серёжками берёзы. Один такой венок украшал чело Богини, он охватывал Её золотые волосы, уложенные в высокую, очень похожую на убранство головок палеолитических Венер, причёску. Второй венок висел на плечах статуи, прикрывая Её великолепную грудь, и являлся своеобразной одеждой для маленького Леля. Третий венок охватывал Её бёдра, и с него на тонких серебряных нитях свисали небольшие серебряные колокольчики, создавая этим видимость своеобразной юбки. Под ногами Богини лежали большие гусли – «самогуды». Если верить преданию, волшебные гусли без посторонней помощи играли гимн Великой Ладе. В других, более поздних хрониках, сказано, что эти гусли играли с помощью ветра, который, благодаря неведомой нам механике, улавливался и колебал не только струны гуслей-самогудов, но и скрытые в стенах храма язычки рожков и жалеек, а также и серебряные колокольчики на «юбке» золотой статуи. Все эти звуки сливались и превращались в музыку гимна Небесной Богине. Золотая статуя Великой Лады, которая украшала основное Её святилище на Ладоге, как утверждает русская ведическая традиция, была изготовлена ещё в Ориане – Гиперборее. И её около сорока тысяч лет назад перенесла с медленно умирающей Орианы первой волной переселенцев. У ЛАДЫ были и дети, тоже ественно Боги! Причем если в отношении ее сына Перуна как первенца. у нас имеются сведения что он был рожден от Бога Сварога, то чьи были дети Лады – Лель и Леля (Полеля) неясно. Сварог - бог-творец и законодатель, отец Сварожичей (Перуна, Даждьбога-Радегаста, Семаргла-Огня и Стрибога-Ветра), демиург, соотносимый с Гефестом, по мировоззрению, восходящему к орфической традиции. Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Но давайте вернемся к детям. Лель, Лелья, Лельо, Любич, в мифологии древних славян бог любовной страсти. Священной птицей Леля считался аист; название этой птицы в некоторых славянских языках — «лелека». В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки — символы весны. Державин упоминает его в своих песнях. У Пушкина («Руслан и Людмила») на пиру князя Владимира Баян славит «Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец». «О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем. Леля, Ляля, – богиня плодородия. И если следовать уже неоднократно нами цитированному "Синопсису", вторая Рожаница, дочь Лады, богиня деторождения. На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними – Макощ. Упоминаемая часто рядом с Ладой и Ладом. Ее день – понедельник. Ее дерево – рябина или береза ("во поле береза стояла — Ляля, Ляля стояла"), металл – также серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен ак. Рыбаковым в книге "Язычество древних славян". Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей (Лялей). Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков - 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник - 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели». К златому Солнцу руки протянуть, О, это величайшая отрада! По Ирию неспешно ходит Лада - Жена Сварога, Женственности суть. В лучах её небесной красоты Сияет солнце, и смолкают грозы, И преклоняют ландыши и розы Пред ней свои чудесные цветы. Она смеётся, и не могут Боги Пред этою улыбкой устоять, Ликуют все небесные чертоги! На мужа глядя ласково и мудро, Спешит Богиня, чтоб его обнять, С ним вместе встретить розовое утро В душистых незабудковых лугах И почивать на скошенных стогах, Производные имени богини Лады в языке славян Органичное соединение аграрного божества и покровительницы брака наблюдается во всем обильном фольклорном материале, содержащем имя Лады. От имени Лады есть много производных: Ладовать, Ладковать (Волынь) – славить свадьбу; Ладковать (Рязань, Тула) – сватать; Лады (Калуга) – помолвка; Ладины (Осташков) – сговор; Ладканя (Зап. Украина) – свадебная песня; Ладованье – пение весенних песен; Ладовицы – исполнительницы весенних песен; Ладованье – песни на юрьев день; Ладуванье (Болгария) – гадание о женихе; Ладино хорб (Болгария) – весенние хороводы; Ладино коло (Болгария) – весенние хороводы. Песни в честь Лады исполняются в следующие сроки (или около них): «В числе» По пасхе 9 марта («сорок мучеников») Масленица 25 марта (благовещение) Середина великого поста 23 апреля (юрьев день) Лазарева суббота 1-2 мая Фомина неделя («красная горка») 24 июня (Иван Купала) Семик 29 июня (петров день) Троицын день Духов день Иногда отмечается, что особо выделяется период с 25 мая по 25 июня, т. е. зеленые святки. | |
| |
Просмотров: 5083 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |