Альвы
Альвы – духи природы В мифологии скандинавов альвы были низшими духами природы. Изначально они олицетворяли бессмертные души людей, которые уже покинули этот мир, однако потом их значение в мифах резко изменилось. В ранних мифах альвы – бессмертная, никогда не стареющая раса, которая живет либо рядом с людьми на земле, либо в отдельном мире светлых альвов. Они обладали магией и были несравнимо прекрасны. Такое представление об этих существах отразилось в истории и культуре, и имеет серьезное влияние даже на современное понимание мира. Отражено оно и в именах, языках, культурах и даже генеалогиях европейских народов. В более поздних мифах альвы стали все больше причисляться к духам природы, считалось, что они берегут землю и могут даровать плодородие. Потом слово альв стало обозначать двоих различных существ – собственно альвов, или как их еще называли, светлых альвов и темных альвов, то есть дварфов или цвергов. Альвам стали приписывать черты, которые ранее приписывали только божествам-ванам. В поздних сказаниях о том, как был сотворен мир говорится, что альвов сотворили первые из асов Вили, Ве и Один из червей, которые жили в мясе первого великана Имира (в этом их отождествляли с цвергами). Все Альвы обеспечивают перевод Небытия в Бытие на уровне абстрактных, «неодушевленных» явлений: Светлые — на уровне дня и Неба, Темные — ночью и под землей. Светлым альвам было отдано царство Альвхейм, тёмным альвам— царство Свартальфахейм, а карликам-цвергам земля Нидавеллир. Светлые Альвы Хранят Свет, Дух в его наиболее абстрактной форме. Они — Правители Времени, Хранители Мудрости в абсолютной форме, чуждой пристрастиям, любви и ненависти. Если Мудрость Йотунов стихийна, Асов — воинственна а Ванов- исполнена любви, то Мудрость Светлых Альвов холодна и бесстрастна, как зимний ясных день. Они всегда знают место равновесия, они всегда точно определяют ценность события и существа. Такое их умение обеспечивает Круговорот событий, самовосстановление циклов времени, поскольку в основе этих циклов всегда лежит точное равновесие. Если равновесие смещается, цикл также сбивается. По отношению к людям и другим существам Светлые Альвы могут быть как безразлично-доброжелательны, так и безразлично-недружелюбными. Дивные обитатели Альфхейма высоки ростом, светловолосы, облачены в белые одежды и столь изумительно прекрасны, что облик их и вправду точно излучает свет. «Сияют ярче солнца», — говорят о них те, кому доводилось с ними встречаться. Одного взгляда на альва или альву довольно, чтобы навеки приковать к нему сердце человека невидимыми цепями любви. И, надо сказать, прекрасные альвы нередко разделяют это людское чувство. Альвы могли заниматься разными делами, в зависимости от того, где они жили. Живущие в горах эльфы считались прекрасными оружейниками и кузнецами; а эльфы, селившиеся у воды, были великолепными музыкантами. Вообще, все эти существа очень любили музыку и танцы. По преданию, альвы представляли собой целый мифический народ, с разделением на богатых и бедных. Они могли быть добрыми и злыми. Как и люди, они были разнополые и могли рожать детей. Существуют предания о браках, заключенных между эльфами и людьми. Как всякие духи, эльфы считались наделенными немалыми сверхъестественными способностями. Очарованные богоравными альвами люди нередко навсегда исчезают из мира смертных либо возвращаются в него лишь столетия спустя, когда все, кто их знал и все, кого они знали уже умерли. Говорят, причина в том, что в волшебном краю эльфов время течет совсем по другому или можно даже сказать не течет вовсе. Сами эльфы зовут свою родину «страной живых», потому что там нет смерти и старения, а есть лишь нескончаемый пир и беззаботная пляска. Темные Альвы, и Цверги (Дверги) также обеспечивают круговорот, но это уже круговорот земных недр. Они превращают неоформленные недра в драгоценные камни, золото, руды, и вообще являются очень умелыми мастерами. Именно им Асы обязаны своими сокровищами. Цверги и темные альвы - существа, подобные карликам, природные духи. Их называли черными альвами, в противоположность белым альвам. Цверги обитали в земле и камнях, они боялись солнечного света, превращавшего их в камень. Эти существа были очень искусны в разных ремеслах, они создавали волшебные изделия для богов: молот Мьёлльнир, копье Гунгнир, золотые волосы Сив, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и др. Из пчелиного меда и крови поэта и мудреца Квасира эти существа сотворили священный мед поэзии - им боги мазали губы новорожденному, которому предначертано в будущем слагать стихи. Цверги — искусные мастера-ювелиры и кузнецы, обладавшие магическими знаниями и волшебством. Смысл создания этих сокровищ тот же — преобразование материи в оформленное состояние. Темные Альвы также мудры и изобретательны. Светлые альвы— искусные кузнецы, волшебники и музыканты. Вёлунд — повелитель альвов, прекрасный кузнец. Бейла, Биггвир, Дёккалфар, Сварталфар Темные альвы (дварфы) — также искусные кузнецы и колдуны. Альвис — мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень. Андвари — карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов. Брок — помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами. Бил — сын Видфина. Видфин — гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана. Галар — упоминается, как изготовитель «мёда поэзии». Двалин — выковал копьё Гунгнир, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф. Отр — сын Хрейдмара. Регин — сын Хрейдмара. Сидри — выковал молот Мьёллнир, вепря Гулинн-бурсти и кольцо Драупнир. Фафнир — сын Хрейдмара. Фьялар — упоминается, как изготовитель «мёда поэзии». Хрейдмар — герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Локи. Хьюки — сын Видфина. Эйтри — брат Сидри и Брока. Отрывок из Младшей Эдды: "Тогда спросил Ганглери: "Много чудесного можешь ты поведать о небе. Что там еще есть замечательного, кроме источника?". Высокий отвечает: "Немало там великолепных обиталищ. Есть среди них одно - Альвхейм. Там обитают существа, называемые светлыми альвами. Темные альвы живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные - чернее смолы. Есть там еще жилище, называемое Брейдаблик, и нет его прекраснее. Есть и другое, что зовется Глитнир. Стены его и столбы и колонны-все из красного золота, а крыша - серебряная. И есть еще жилище Химинбьёрг. Оно стоит на краю неба, в том месте, где Биврёст дугою своей упирается в небо. Есть еще большое жилище Валаскьяльв, им владеет Один. Его построили боги, и оно крыто чистым серебром. И есть в том чертоге Хлидскьяльв, так зовется престол. Когда восседает на нем Всеотец, виден ему оттуда весь мир. На южном краю неба есть чертог, что прекраснее всех и светлее самого солнца, зовется он Гимле. Он устоит и тогда, когда обрушится небо и погибнет земля, и во все времена будут жить в том чертоге хорошие и праведные люди. Так сказано о том в "Прорицании вёльвы": Чертог она видит солнца чудесней, на Гимле стоит он, сияя золотом, там будут жить дружины верные, вечное счастье там суждено им". Тогда спросил Ганглери: "Что же будет защитой этому чертогу, когда пламя Сурта сожжет небеса и землю?". Высокий отвечает: "Говорят, будто к югу над нашим небом есть еще другое небо, и зовется то небо Андланг, и есть над ним и третье небо - Видблаин,63 и, верно, на том небе и стоит этот чертог. Но ныне обитают в нем, как мы думаем, одни лишь светлые альвы". Но что, быть может, самое удивительное: не все альвы были альвами от рождения. Есть среди них и такие, кто родился человеком, но был обращен после смерти или каким-либо другим образом. И один из них — сам правитель альвов, чудесный кузнец Вёлунд, сын земного короля Финнара. Вёлунд, зап.-герм. Виланд, в скандинавской героической мифологии («Песнь о Вёлюнде» в «Старшей Эдде») чудесный кузнец, властитель альвов, женатый на «лебединой деве» — валькирии. Вёлунд захваченный во сне в плен королём ньяров Нидудом (который заставляет Вёлунд только для него изготовлять искусные изделия), освобождается из плена, улетев чудесным образом по воздуху, предварительно убив сыновей Нидуда и изнасиловав его дочь. В некоторых вариантах сказания о Вёлунд он улетает на летательном аппарате, изготовленном из перьев птиц; в этом обнаруживается сходство с греческим мифом о Дедале (греческое влияние могло проникнуть через готов). | |
| |
Просмотров: 4815 | |
Всего комментариев: 0 | |