Касин
Касин, катхэксин, в корейской мифологии общее обозначение домашних духов. Среди них: домовой (сонджу, букв. "хозяин домашней крепости"), покровитель земельного участка при жилом доме (тходжу), урожая и одежды (седжон), охранители кухни и пищи (чован), ворот, входа (мунсин), домашнего скарба и кладовых (обви), отхожего места и наказаний (чхыксин), конюшни и домашнего скота (мабусин), покровители сыновей и внуков четырёх поколений (чосансин), беременности и детства сыновей и внуков (сансин) и др. Для умиротворения Касина совершались различные жертвоприношения; например, для тходжу ставился кувшин с зерном. При совершении большого домашнего обряда обычно участвовали шаманка (мудан), или слепой колдун (паксу), или гадалка. Сонджу - Сонджусин, Сонджосин, Саннянсин — «дух большой балки» В корейской мифологии главный домашний дух (касин), в преданиях и народных верованиях Сонджу — также: домовой, дух — покровитель земельного участка под домом (дух Тходжу), дух 10-го месяца по лунному календарю, шаманский дух. Фетишем Сонджу является глиняный горшок с ячменём или рисом, установленный в углу главной комнаты с деревянным полом. Символ Сонджу — лента белой бумаги, свёрнутая в несколько слоев (иногда сушёная рыба или сосновая ветка). В ленту белой бумаги вкладывали медную монетку, смачивали водой и прикрепляли к наружной стороне большой балки главной комнаты, затем посыпали рисовой крупой. Считалось, что от Сонджу зависят покой, счастье, долголетие и отсутствие болезней. Ежегодно в 10-ю луну в один из «счастливых дней», обычно в день «лошади», ему посвящался обряд жертвоприношения риса (сонджукут). В обрядах сонджукут и сонджу-паджи (совершался при постройке нового дома или перенесении старого на новое место) участвовали шаманки (мудан). Существует записанный в провинции Кёнгидо шаманский миф о том, как искусный плотник Хван Уян, починивший рухнувший небесный дворец, после смерти стал духом Сонджу. Есть и другие шаманские мифы о родословной Сонджу. Обви - о́п; о́бван;; о́пчу В корейской мифологии один из главных домашних духов, ведающий хозяйственными пристройками и приносящий богатство дому. Первоначально оп — дух амбара (сачхансин), которым выступал дух кормильца семьи. Считается, что оп воплощается как в облике человека, так и в виде жабы, змеи и колонка. Оп живет в амбаре, скирде или на крыше. В провинции Кёнгидо на заднем дворе крестьянских домов для оп и тхо-джу держат две скирды рисовой соломы. В Центральной и Южной Корее фетишем оп является глиняный кувшин с зерном или соевыми бобами, накрытый тряпкой. В шаманской мифологии оп (обван-тэгам) выполняет функции духа имущества. Оп считается также духом, способствующим служебной карьере человека. Самсин - в корейской мифологии: 1) название трёх духов в мифе о Тангуне - владыка неба Хванин, посредник между небесным миром и миром людей Хванун и первопредок корейцев Вангом; 2) один из добрых домашних духов (другое название Самсин хальмони, "бабушка Самсин") женской половины дома, охраняющий жизнь беременных женщин и детей. Самсин считается духом сил тьмы и света (инь и ян). К Самсину обращались также женщины, желавшие иметь ребёнка. Сансин - сансиллён, сангун («повелитель гор»), в корейской мифологии духи гор. Древнекорейские племена когурё во время большого собрания Тонмэн в 10-ю луну ставили деревянное изображение духа пещеры Сухёль («проход в подземное царство») на священное сидение и сам правитель приносил ему дары. В праздник мучхон («танцы небу») у племён йе молились духу тигра как хозяину гор, чтобы обезопасить горные дороги и селения («Сань-го чжи», «История Троецарствия», 5 в.). В государстве Пэкче поклонялись духам горных ущелий («Цзю Тан шу», «История старой династии Тан», 10 в.). В государстве Объединённое Силла во дворце совершались дары духам трёх гор (Пэнлай, Фанху, Инчжоу) и пяти пиков (Самсан оаксин), ассоциировавшихся с реальными горами. В Коре (10-14 вв.) поклонялись духам четырёх гор - Токчоксан, Пэгаксан, Сонак и Монмёк. В китайском сочинении Сюй Цзина «Гаоли туцзин» («Описание Кореи с иллюстрациями», 12 в.) сохранилось предание о духе горы Сонак («сосновая»), прежде называвшейся Косан («высокая»). При династии Ли (кон. 14 - нач. 20 в.) особенно почитаемы были духи четырёх вершин (Сааксин): Чирисан на юге, Самгак в центре, Сонак на западе и Пибэк на севере. В 20-х гг. 20 в. из 522 обрядов жертвоприношений по всей Корее 176 были посвящены С. В буддийских храмах на правой стене у главного алтаря среди изображений буддийских святых непременно были старец или монах в сопровождении тигра. Конфуцианцы также чествовали С. В деревнях обращались к С. при молении о дожде и потомстве. У корейцев была распространена вера в то, что горы были местом обитания духов мифических предков. Тангун, Сок Тхархэ и некоторые другие персонажи после жизни в мире людей стали С. Обычно С. - духи-покровители мужского пола, но в предании о Пак Чесане («Самгук саги», 12 в., «Самгук юса», 13 в.) встречается женский С. В средние века считалось, что в С. могли превратиться правители, полководцы, знаменитые конфуцианцы. Чосансин - чорён В корейской мифологии духи предков. Обычно Чосансины считаются женскими духами, относящимися к разряду домашних. Фетиш бестелесных духов Чосансин — небольшой глиняный горшок с ячменем или рисом, накрытый бумагой. Почти во всех корейских мифах об основателях герои становятся духами первопредка рода или страны. С упрочением конфуцианства в конце XI в. культ Чосансина был канонизирован. Во время шаманского обряда Чосан-кут шаманка вызывала Чосансина, именуя его Чосан-тэгамом. В буддистских суттах упоминается как объекты медитации, подробно описанных в Висуддхимагге: Десять касин. Касины – визуальные объекты, которым соответствуют природные элементы и цвета: земля, вода, огонь, воздух, синий, желтый, красный, белый, яркий свет, пространство. Некоторые источники описывают касины как цветные диски с установленным цветом и текстурой. Так, например, например касину земли описывают в виде диска красно-коричневого цвета, созданного смешением земли и глина на фоновом полотне. Главное, что бы изготовленная касина отражала суть объекта, который она представляет. При этом предполагается, что четыре касины цветом рекомендуются для медитации людям, у которых в характере преобладает гнев (ненависть, отвращение). Лит.: Мураяма Томоёри, Тёсэн-но кисин (Демоны и духи Кореи), Кэйдзё, 1929. Ли Духен и др., Хангук минсокхак кэсоль (Очерки корейской фольклористики), Сеул, 1977 | |
| |
Просмотров: 2507 | |
Всего комментариев: 0 | |