Пери и гурии
Пери (перс. پری, от авест. парика — «ведьма») — в иранской мифологии существа в виде прекрасных девушек, аналог европейских фей. Образ повлиял на формирование представления о гуриях. После распространения ислама стали восприниматься как ангелы, в том числе и павшие. В европейский фольклор и книжную традицию пери проникли после перевода на основные европейские языки сказок «Тысячи и одной ночи» и поэмы «Лалла Рук» английского романтика Томаса Мура. Свое происхождение, если можно так выразиться, они ведут от иранских пари. Гурии «черноокие, глазами подобные газелям» — в Коране любовницы праведников в Раю Магомета. Основные их эпитеты: приснодевы полногрудые и черноокие. В роскошных, вечно зеленеющих садах они возлежат на зеленых подушках в шатрах, в их объятиях правоверного ожидает бесконечное блаженство. Коран решительно противопоставляет их другим небесным существам — ангелам, запрещая называть ангелов женскими именами. Поэтому гурии происходят из земных женщин («дочерей глины»), достигших вечной юности, бессмертия и совершенства. Некоторые земные пары сохранят свой союз и в посмертном существовании, когда муж станет праведником, а жена — его гурией. По мысли некоторых богословов гурии подобны красивым женщинам тридцатилетнего возраста. Первой гурией была Хавва — жена Адама. По мысли некоторых богословов гурии — это аллегория райского блаженства. Гурии бесплодны (Тирмизи, Джаннат 23, 2566). В некоторых хадисах указывается, что у каждого праведника будет по 72 гурии, в других — по нескольку тысяч гурий. Пари, пери, пэри, в иранской мифологии один из духов. Термин возможно, восходит к реконструируемому индоевропейскому пер, «производить на свет, рожать», или пеле, «наполнять». В одних источниках Пери имели человеческий образ и своей красотой обманывали или обольщали людей и героев. Вместе с тем образ Пери имел положительную нагрузку, ср. зороастрийское жреческое имя Парик. В средневековой персидско-таджикской поэзии изобилуют положительные значения слова «Пери»; Пери бывает невидимкой, а когда появляется - «очень красива и мила», очаровывает (в этом качестве образ вошёл в европейскую литературу), иногда творит добро, но способна и лишить сознания, разума. Колдуны (парибанд, париафсой) призывают на помощь Пери или изгоняют их. Образ Пери сохранился в преданиях таджиков, в т. ч. памирских, афганцев, персов, белуджей и др., проник к дардоязычным и тюркоязычным народам. Пери у таджиков выступают в антропоморфном и зооморфном обликах. Доброжелательные Пери являются в виде красивых птиц, бобра или неядовитой, белой и жёлтой, змеи, а злые - в облике ядовитых змей, лягушек, черепах, диких, в т. ч. хищных, зверей, в частности тигра. В антропоморфном облике доброжелательные Пери красивые девушки или молодые женщины в белой, синей или красной одежде, юноши или мужчины, причастные отправлению культа, злые Пери имеют отталкивающую наружность и грязную одежду. У Пери есть свой «шах», старшие и т. д. Они вступают в сексуальную связь с людьми, от таких браков рождаются необыкновенные люди. Пери могут уносить с собой людей и летать с ними по воздуху. Мужчины - избранники Пери, становятся шаманами, а сами Пери выступают как шаманские духи-помощники. Пери в таджикском фольклоре нередко связаны с горными козлами (козами) и деревьями (ср. распространённую на Ближнем и Среднем Востоке с глубочайшей древности мифологему дерево - фея - горный козёл). В одном из селений Бартанга (Памир) жители считали себя потомками охотника Байга и Пери, разводившей горных коз. Когда Байг, за которым следовал его односельчанин с собакой, возвращался к Пери из селения, Пери и её родственницы доили коз. Испуганные козы разбежались, молоко пролилось, а разгневанная П. покинула мужа. В Гильгите Пери считаются воплощениями божества Маркум - владелицы горных козлов (иногда и баранов), помогающей при родах, хранящей мать и дитя. К архаическому слою представлений о Пери относятся также подчёркивающие их ночной характер, утрату ими активности при свете дня, связь Пери с водой - источником плодородия (таджикские, памирские, персидские верования) и с цветами (они падают изо рта П., когда она смеётся, памирские верования). Б. А. Литвинский. У тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа и Поволжья Пери один из духов. Чаще всего представлялись в человеческом образе (как мужчин, так и женщин), но считалось, что они могут также принимать вид голубя, других животных, пламени и т. п. Иногда Пери, выступая в человеческом облике, имеют и некоторые зооморфные черты (напр., представляются девушками с птичьими ногами). Образ Пери восходит к древним пластам иранской мифологии, упоминается уже в тюркских литературных памятниках 11 в. («Кудатку-билиг»). В большинстве мифов Пери благосклонны к людям, в человеческом облике вступают в любовную связь с ними, похищают молодых женщин и девушек. Некоторые Пери считались жёнами героя Кёр-оглы (Ага-Юнус в туркменских и таджикских вариантах эпоса, Юнис-пари, Мискал-пари и Гюльнар-пари - в узбекских вариантах). По представлениям турок, Пери рассказывают людям, с которыми состоят в любовной связи, о судьбе пропавшего человека, животного, вещи и т. п.; западносибирских татар - помогают по дому. Однако Пери могут приносить и вред, известно представление о них как враждебной силе (напр., духи джин-пери у киргизов, казахов, татар Поволжья, тобольских татар и отчасти узбеков). У большинства народов Средней Азии Пери также главные духи - помощники шаманов, составляющие их «войско» [Абдуррахман-ав-пари (начальник «войска»), Джунус (Юнус)-пари, Юлдуз-пари, Кундуз-пари, Мискал-пари; Рахман-пари, Мулла-пари и др.]. Туркменско-узбекское название шамана «порхан» и таджикско-уйгурское «парихон» означают "отчитывающий П.". У уйгуров шаманский сеанс называется «пари уйнатмак», букв. «заставить П. играть». Шаманский дар у узбеков и таджиков нередко объяснялся сексуальной связью человека с П. С утверждением ислама Пери стали делиться на мусульман и «неверных» (кафир), иногда выделялись Пери индуисты и иудаисты. В некоторых мифах Пери имеют связь с водной стихией, существует даже их особая разновидность - водяные П. (у узбеков - су пари, азербайджанцев - су пяриси, туркмен - сув-периси и т. д.), имеющие характер «хозяек воды». В Поволжье Пери обычно сближаются с дэвами и объединяются с ними в единый образ (духи дню пэрие), иногда выступают и как самостоятельные персонажи (ср. башкирских духов - хозяев ветров пярей). В. Н. Басилов. | |
| |
Просмотров: 6205 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |