menu

Эпона
Эпона. Кельтская и римская королева фей, защищающая и врачующая лошадей, мулов и ослов и управляющая ими (Дорин Вёрче – Волшебное царство фей)
В мифологии галльских кельтов Эпона была одним из наиболее значительных божеств. Лошади для кельтов имели огромное значение, они использовались и для перевозок, и на войне, и в сельском хозяйстве, вполне естественно, что культ богини — покровительницы лошадей составлял весьма важную часть их религиозных воззрений. Эпона нередко отождествлялась и с врачеванием, в частности — водолечением. Поэтому ее изображение можно встретить в некоторых галльских святилищах близ родников и источников. Также предполагается, что ее культ мог ассоциироваться и со смертью. Считается, что она выполняла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.
18 декабря в Римской империи отмечался официальный праздник, посвященный Эпоне, кельтской богине-кобылице. Этой уникальной чести из всех кельтских богов была удостоена только Эпона. Ее имя происходит от гэлльского слова "epos", которое означало "лошадь", но может также переводиться как "волшебная кобылица" или "Богиня-кобылица". Она была известна с Железного Века как покровительница лошадей, защищающая не только их, но и их хозяев. Дочь кобылы и человека, она могла являться в обличии и женщины, и лошади. Местом, где зародился культ Эпоны, считается Галлия и земли вдоль Рейна. При правлении римлян культ Эпоны получил широкое распространение, ей поклонялись даже в таких далеких землях, как Болгария и Северная Африка.
Больше всего информации о культе Эпоны дошло до нас из римских времен. Археологами был найден только один храм богини, на территории современной Франции, в Entrains-sur-Nohain, неподалеку от реки Луары. Она также был популярна в небольших, домовых святилищах в Бургундии.
Святилища Эпоны были обычны в римских конюшнях: Луциус Апулей (123-180), автор Золотого осла, так описывает одно из таких мест поклонения:"Я увидел небольшой алтарь богини Эпоны, стоящий в нише колонны, поддерживающей потолок конюшни. Алтарь был богато украшен свежесрезанными розами..." Эпона была скорее "народной" богиней, которой поклонялся простой народ, хотя среди кавалеристов ходили ее более воинственные образы.
Белые кобылы были особенны любимы Эпоной, скорее всего потому, что белый цвет обозначает чистоту и имеет глубокое духовное значение, к тому же белые лошади очень редки в природе, если их не разводить специально.
В Римской империи Эпона была покровительницей всего, что связано с лошадьми и кавалерией. В Британии, которая также была одной из северных провинций Рима, Эпона была очень популярна, культ ее имел больше волшебных аспектов. Широко известно 360-футовое изображение "Белая Лошадь из Уффингама" (Uffingham), вырезанное в меловой почве Оксфордширской равнины. Оно датируется между 1400 и 600 годами до нашей эры, и, есть гипотеза, что эта фигура была сооружена кельтами для обозначения границ их территории. По другой гипотезе, фигура лошади были посвящена Эпоне, и там проводились религиозные церемонии. Изображение Белой Лошади напоминает рисунки лошади на кельтских монетах, датируемых 150 годом до нашей эры. "Летящие" формы Белой Лошади из Уффингама сочетают в себе черты птицы и дракона. В "Трактате о чудесах" автора Ralf De Deceto (1180) упоминается об этом изображении, которое называется белой кобылой с жеребенком, к сожалению, в ходе раскопок не было найдено никаких изображений по соседству, напоминающих жеребенка, вполне возможно, что он просто не сохранился до наших дней.
Скульптурные изображения Эпоны отражают ее связь с плодородием: обычно, это женщина с пони или кобылой и жеребенком. Богиня также часто изображалась сидя в седле, лошадь всегда идет спокойным аллюром - обязательно шагом, а не галопом.
После падения Римской империи поклонение волшебнице, способной принимать форму лошади, активно преследовалось и искоренялось епископами и священниками. Однако, символ чистоты был перенесен на некоторых христианских святых, которые изобажались в виде всадников на белой лошади (например, Св. Георгий).
Эпона также была тесно связана с миром мертвых, поэтому ее изображения часто встречаются на кладбищах. В кельтской мифологии Эпона часто отождествляется двумя другими богинями: Rhiannon (в Уэльсе) и Macha (в Ирландии). Она появляется во многих легендах: несмотря на то, что дева на белой лошади едет очень медленно, самые быстрые кони не могут догнать ее, если на то нет ее воли (наиболее известен эпос Мабиногион, вторая часть Пуйл, король Дифеда).
В современном мире все еще можно найти отголоски культа Эпоны. На один из самых больших кельтских праздников, Бельтан, который празднуется в начале мая, фигура большой черной лошади, внутри которой прячется человек проходит по улицам небольшого городка Padstow в Корнуолле. Он старается поймать молодых (а иногда и не очень) женщин. Если ему это удается, то его "жертву" ждет удачное замужество, либо рождение ребенка в будущем году.
У исследователей кельтской мифологии есть много гипотез о богине Эпоне, но все сходятся в одном - ее красота, сверхестественная сила, связанная с плодородием, и связь с миром мертвых делают ее одной из самых могущественных богинь кельтского пантеона.
Категория: Феи | Добавил: ShahOFF (15.09.2011)
Просмотров: 3289 | Комментарии: 1 | Теги: Рим, кельты, существа, Сказочные, фея | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]