Гарпия
Гарпия (называемая также "Jungfraunadler") — существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла (стервятника). Слово "гарпия" связано с древнегреческим глаголом "арпадзо" — "хватать, похищать". Архаические доолимпийские божества, полуженщины-полуптицы с головой и грудью женщины, крыльями когтями стервятника. Похитительницы душ и младенцев. Позднее — дочери Нептуна и моря, или, по Гесиоду, — морского божества Тавманта и океаниды Электры. Женский принцип в его разрушительном аспекте. Поимённо известны следующие гарпии: Подагра — «быстроногая»; Аэлло — «вихрь, бурная»; Аэллопа — «вихреподобная»; Окипета — «быстрая, быстролетящая»; Келайно — «мрачная» Келено Первоначально гарпии были богинями порывистого ветра, основной обязанностью которых было перемещение душ умерших в подземное царство. Они считались виновницами ураганов, водоворотов и штормов, были ответственны за внезапную смерть и исчезновение детей. Гарпии боялись лишь одного: звуков медных духовых инструментов. В Одиссее гарпиям приписывается похищение людей, пропавших без вести. Поскольку считалось, что душа расстается с телом в образе птицы, то вполне естественно, что и их представляли в образе хищных птиц. С течением времени из прекрасных и опасных они стали просто отвратительными существами с большими крыльями. Гарпии во многом схожи с эриниями и горгонами, а особенно со своими двоюродными сестрами сиренами — дочерьми Форкия. И те, и другие вырезались на каменных надгробьях, как бы в ожидании вылетающей души. Первое упоминание гарпии по имени мы находим в Илиаде, где упоминается гарпия Подагра, родившая от Зефира (Западного ветра) бессмертных коней Ксанфа и Балиоса, подаренных Посейдоном Ахиллу. Гесиод называет их крылатыми прекраснокудрыми богинями, по имени Аэллопа и Окипета. Дочь Океана глубокотекущего, деву Электру Взял себе в жены Фавмант. Родила она мужу Ириду Быструю и Аэлло с Окипетою, Гарпий кудрявых. Как дуновение ветра, как птицы, на крыльях проворных Носятся Гарпии эти, паря высоко над землею. Такими являются они в сказании аргонавтов к Финею. Вот как описан этот сюжет у Роберта Грейвса: На следующий день аргонавты вновь вышли в море и прибыли к Салмидессу, что в восточной Фракии, где Финей, сын Агенора, был правителем. Боги ослепили его за то, что он слишком точно предсказывал будущее. Кроме того, ему досаждали две гарпии — отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что ее невозможно было есть. Одну гарпию звали Аэллопа, а другую Окипета. Когда Ясон спросил у Финея, как им добыть золотое руно, то в ответ услышал: «Сначала избавьте меня от гарпий!» Слуги Финея накрыли для аргонавтов стол, и тут же явились гарпии, проделав свои обычные штучки. Но Калаид и Зет, крылатые сыновья Борея, выхватили мечи, бросились за ними в погоню по воздуху и улетели за море. Одни говорят, что они поймали гарпий над Строфадскими островами, но не убили потому, что те взмолились о пощаде; в это время посланная Герой Ирида пообещала, что гарпии вернутся в свою пещеру на критской Дикте и никогда больше не будут обижать Финея. Другие говорят, что договаривалась Окипета, а Аэллопа полетела дальше и утонула в пелопоннесской реке Тигрет, которая ныне стала зваться Гарпис. Интересно отметить, что вестница Зевса — красавица и богиня радуги Ирида — родная сестрой гарпий. Еще одну — Келайно — «мрачную» называет Виргилий, добавляя при этом: Нет больших страшилищ и нет чумы страшнее, родившейся из гнева богов. Он же указывает на обиталище Гарпий — Аид: В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ: Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают, Тут Бриарей сторукий живёт и дракон из Лернейской Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает, Гарпии стаей вокруг великанов летают… (пер. С.Ошерова) Средневековые моралисты использовали гарпий, как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями; утверждалось, что гарпии нападают на скупцов. Живописец XV века Джованни Беллини в серии панно, иллюстрирующих семь смертных грехов, изобразил гарпию в виде аллегорической фигуры, олицетворяющей алчность, водрузив её на два золотых шара — золотые яблоки Гесперид. Когда душа, ожесточась, порвет Самоуправно оболочку тела, Минос её в седьмую бездну шлёт. Ей не даётся точного предела; Упав в лесу, как малое зерно, Она растёт, где ей судьба велела. Зерно в побег и в ствол превращено; И гарпии, кормясь его листами, Боль создают и боли той окно. Данте, «Божественная комедия», Ад, песнь 13 | |
| |
Просмотров: 3403 | | |
Всего комментариев: 0 | |