Кентавр
Кентавр — существо с туловищем и ногами лошади и человеческими головой и руками. Однако существует немало вариаций его внешнего вида. Кентавр мог быть и крылатым. Во всех этих случаях он оставался человеком лошадью. В средние века появились онокентавр (комбинация человека и осла), букентавр (человек буйвол) и леонтокентавр (человек лев). В индийском искусстве известно изображение человека с ногами буйвола (или лошади) и хвостом рыбы. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды». Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2 м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н. э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов хранителей, среди них — кентавров. В мифах Греции существует несколько легенд о происхождении кентавров. В доолимпийскую эпоху появился «справедливейший из кентавров» Хирон. Его родителями были океанида Фелира и бог Крон. Крон принял облик коня, поэтому дитя от этого брака соединило в себе черты коня и человека. Хирон прославился мудростью, терпением, умением врачевать, он был наставником героев мифологических историй Ясона, Актеона, Ахиллеса. Первых двух Хирон учил благородной охоте, добывая дичи столько, сколько необходимо для пропитания, и не допуская никаких излишеств. Будущего героя Троянской войны Ахиллеса Хирон воспитывал с младенчества, вскармливая его мясом львов и диких кабанов, костным мозгом медведей («Ахилл» —значит не кормленный грудью). Фениксу кентавр Хирон вернул зрение, вылепив ему искусственные глаза из порошка опала, бирюзы и сапфиров, смешав этот порошок с золотым песком, нектаром и амброзией. Ко всему был добавлен осколочек солнечного луча, и мир яркими красками засиял в новых глазах Феникса. Свое искусство исцелять Хирон передал сыну Аполлона Асклепию. Хирон единственный из кентавров обладал бессмертием, дарованным ему богами. В олимпийскую эпоху появляется другой миф о происхождении кентавров. Будто бы фессалийский царь Иксион воспылал любовью к самой владычице богов Гере. Зевс подшутил над ним, подослав вместо богини туманное облако, которому он придал облик Геры. И родился в этом странном браке кентавр; от него и диких кобылиц фессалийских гор и произошло все их буйное племя. Этот миф объясняет эпитет «тучеродные», которым античные авторы обозначали кентавров. Самая популярная из легенд о кентаврах та, где повествуется об их битве с пригласившими их на свадьбу лапифами —мифическим фессалийским племенем. Вождь древолюдей — лапифов Пирифой праздновал свадьбу с Гипподамией. Все лапифы прибыли со своими подругами, а среди кентавров было много одиноких мужей. И задумали они похитить себе невест из племени лапифов. Много вина выпили кентавры на свадьбе, помутился их разум, и захмелевшие кентавры оскорбили невесту и, опрокидывая столы, затеяли знаменитую «кентавромахию», стали хватать беззащитных дев и крушить лапифов. Но лапифы тоже были могучи и мужественны, к тому же на их стороне сражался герой Тесей, и побежденные кентавры вынуждены были бежать из Фессалии. В другом сражении между кентаврами и Гераклом сын Зевса почти уничтожил весь род кентавров. Как-то раз заглянул в гости к кентавру Фолу Геракл, направлявшийся за огромным эримантским вепрем, и открыл герой бочку с вином, предназначенным для всех кентавров. Привлеченные запахом вина, стали сбегаться к пещере Фола кентавры. Выпитое вино вскружило голову Гераклу, и он отогнал кентавров горящими головнями, а потом стал стрелять из лука отравленными ядом Лернейской гидры стрелами. Одной из стрел Геракл попал в своего друга Хирона. Велики были страдания Хирона, но смерть не шла к нему, так как он был бессмертен. Боги сжалились над ним и избавили несчастного от бессмертия, взамен чего Зевс обязался освободить Прометея. Бегство кентавров Сорвавшись с дальних гор гудящею лавиной, Бегут в бреду борьбы, в безумье мятежа. Над ними ужасы проносятся, кружа, Бичами хлещет смерть, им слышен запах львиный... Чрез рощи, через рвы, минуя горный склон, Пугая гидр и змей... И вот вдали миражем Встают уж в темноте гигантским горным кряжем И Осса, и Олимп, и черный Пелион... Порой один из них задержит бег свой звонкий, Вдруг остановится, и ловит запах тонкий, И снова мчится вслед родного табуна. Вдали, по руслам рек, где влага вся иссякла, Где тени бросила блестящая луна — Гигантским ужасом несется тень Геракла... Жозе Мариа де Эредиа В Древнем Риме Кентавр превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра сделал, безусловно, Овидий (43 до н. э. — ок. 18 н. э.) в «Метаморфозах». Поэт вносит множество деталей в историю женитьбы Пейритоона и последовавшего затем сражения. В битве участвуют не только Фолос и Нессос, но и другие кентавры, являющиеся плодом воображения Овидия. Среди них наибольший интерес представляют Циллар и Гилонома. Циллар — юный, белокурый кентавр, Гилонома — его возлюбленная, девушка кентавр с длинными волосами, украшенными розами, фиалками и белыми лилиями, «прекрасней которой не было в лесах». Когда Циллар погибает в битве, Гилонома бросается на копье, пронзившее ее возлюбленного, и сливается с ним в последнем объятии. Эта история прекрасного кентавра, его женственной возлюбленной, их верной любви и трогательного самоубийства контрастирует с образом дикого и необузданного греческого кентавра и образов возникших в последствии. В христианстве кентавр символизирует чувственность, необузданные страсти, излишества, прелюбодеяние, воплощение дьявола. Кроме того, этот персонаж служил олицетворением человека, разрываемого между добром и злом, еретика, который хоть и знает учение, но применяет его неверно. В средневековой символике кентавр, поскольку он не преодолел своей животной природы, считается противоположностью благородного рыцаря, а часто — олицетворением высокомерия. Полкан, Китоврас - Славяне почитали его полубогом и приписывали чрезъестественную силу и невообразимую прыткость бега: ведь до пояса он имел тело и сложение человека, а ниже пояса являл собой коня, так же как и древнегреческий кентавр. Был Полкан необычайно отважен и воинственнен, и когда древние предки наши воевали, он и его сородичи норовили непременно выступить им на подмогу и сражались столь отважно, что слава их пережила века! | |
| |
Просмотров: 2614 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |