Сфинкс
Сфинкс (по-египетски сешеп — блистающий) — фигура фантастического животного с головой человека на теле льва. Египтяне считали эту фигуру воплощением духа-охранителя, оберегавшего священные места от демонов, и ставили каменные изваяния Сфинкса длинными аллеями по дромосам храмов, а также у гробниц. Этот дух-охранитель был затем отождествлен с главным божеством храма, вследствие чего Сфинкс стал принимать его облик; так, напр., фиванские Сфинксы считались воплощениями Амона, Ра-Хармахиса и других солнечных божеств. Человеческие головы Сфинксов большею частью передают черты лица и имеют головные уборы царей, которые их посвятили и соорудили. Мало-помалу фигуры сфинксов стали и сами служить олицетворениями царской власти, соединяющей силу льва с разумом человека. Обыкновенно Сфинкс изображается лежащим; порою вместо передних лап он имеет человеческие руки; между ними помещаются разного рода дары, символы, статуэтки божеств. Рождается легенда, повествующая, что этот громадный хищник вечно бодрствует, охраняя покой пирамид. Ночью он видит лучше, чем днем. В другом мифе Сфинксу доверено следить за восходом Солнца и обращением планет. Приглядывать он обязан и за Сириусом. За все это ему следует приносить жертвы... Сфинкс — в греческой мифологии демон-душитель в образе полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки. По Гезиоду (Феогония, 326 и сл.), С. была дочерью Химеры и Орфра, по другим — Тифона и Ехидны. Близ Фив показывали пещеру в горе Фикион или Сфингион, где, по преданию, жило это чудовище. По фиванскому преданию, Сфинкс был послан Герою, или Аресом, или Дионисом для опустошения страны в наказание за убиение Кадмом Аресова дракона (или за преступления Лаия). Приютившись в пещере названной горы, Сфинкс подстерегал проходящих и задавал загадку: "Кто ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех?" (разгадка — человек в три поры его жизни: в детстве, возмужалом возрасте и старости). При этом сфинкс обязывался в случае разрешения загадки умертвить себя; не разрешавших же загадки он пожирал (или сбрасывал со скалы)… … Эдип побрел дальше по каменистой дороге и добрался до красивого, обнесенного крепкими стенами города. Это были Фивы. Невеселы были люди, встречавшиеся ему. — Какая печаль вас гложет? — спросил Эдип. И услышал в ответ, что неподалеку от города поселилось страшное чудовище Сфинкс с головою женщины и телом льва, да еще с громадными крыльями. Миновать его было нельзя. А Сфинкс всякому прохожему задавал загадку. Не сумевшего дать правильный ответ Сфинкс сбрасывал со скалы на острые камни. Чудовище требовало все новых и новых жертв. Опечаленный предсказанием оракула, Эдип не дорожил своей жизнью и пошел навстречу Сфинксу. Тем временем в Фивы прибежал спасшийся раб и сообщил о гибели царя. Горожане собрались и решили: пусть нашим царем станет тот, кто победит Сфинкса. Загадку, которую предложил Эдипу Сфинкс, поведали ему когда-то музы. Они заверили, что ни один смертный ее не разгадает. Но если все же он подучит правильный ответ то сам должен броситься со скалы и погибнуть. Сфинкс спросил: — Кто утром ходит на четырех ногах, днем — на двух, а вечером — на трех? Смышленый Эдип, не задумываясь, ответил: — Ты говоришь о человеке. Младенцем, на рассвете своей жизни, он ползает на четвереньках. Днем, в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах. А когда наступают сумерки его жизни, старость, берет в руки палку или костыль — это ему третья нога. Огорченный Сфинкс отказалась признать свое поражение и задала Эдипу второй вопрос: -Назови двух сестер, одна из которых порождает другую, а та, в свою очередь, порождает первую. -День и Ночь! — не задумываясь, ответил Эдип (в Древней Греции день и ночь олицетворялись двумя женскими божествами). Раздосадованная Сфинкс бросилась в пропасть, и Фивы были избавлены от страшной напасти. Существовала и более древняя версия, по которой крылатая хищница, полудева-полульвица, была свирепым чудовищем, и Эдип одолел ее в жестоком сражении. Греческая Сфинкс вплоть до наших дней остается символом загадочности и мистического ужаса. Со страшным шумом взмыл Сфинкс и бросился в море. Так Эдип избавил Фивы от Сфинкса. А сам пошел в Фивы. Он не знал, конечно, о решении, принятом горожанами. И был поражен пышной встречей. Фиванцы сделали его царем и отдали в жены... вдову Лая Иокасту! Так сбылось второе пророчество оракула. Эдип ведь не знал, что Иокаста — его родная мать. Изображения Сфинкса в искусстве были различны: обыкновенно он имел бюст женщины и заднюю часть туловища какого-либо животного (льва, змеи, собаки). Первое упоминание о Сфинксе встречается в шумерском мифе "Энума элиш” 2-го тысячелетия до н. э. В этом мифе Тиамат, мать природы, богиня безбрежных морских вод, и Апсу, отец жизни, бог пресных вод, производят на свет младших богов, чьи обязанности состоят в поддержании первичного порядка и спокойствия божественной пары. Апсу замышляет истребить младших богов, но они, узнав о его намерении, убивают его до того, как он приводит свой план в исполнение. Разгневанная смертью супруга Тиамат объявляет войну своим детям и порождает чудовищ-мстителей - гадюку, дракона, Сфинкса, льва, бешеную собаку и человека-скорпиона. Египтяне называют Сфинкса «Отцом (царем) ужаса и страха», и для этого существуют веские причины. Во-первых, в Древнем Египте пустотелые статуи гигантских сфинксов служили местом массовых казней, пыток и повешений, а возможно и жестоких ритуальных жертвоприношений. Во-вторых, ритуальная символика Большого Сфинкса является одним из символов гигантской «кометы-возмездие», каждое появление которой из глубин Вселенной несет ужас глобальных катастроф. В сфинксах и существах, похожих на них, смешались все наилучшие мифологические образы. Лев — крупнейший и благороднейший представитель семейства кошачьих, человек — самое умное и целеустремленное животное на планете, орел — великий повелитель воздуха. Все они исключительны в своем роде, поэтому получившееся от их слияния существо по определению будет на голову выше своих соседей по бестиариям. На него любо-дорого посмотреть. С ним полезно дружить и опасно ссориться. Оно — воплощение мудрости и тайны, безопасности и охраны, силы и благородства. Если вам вдруг понадобится страж для своих сокровищ или совет того, кто был свидетелем рождения человеческой цивилизации, — вы всегда можете найти искомое и в песках Сахары, и на равнинах Скифии, и даже в горах Ирана. | |
| |
Просмотров: 1997 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 0 | |