Сирены
Сирены - мифические существа женского пола, женщины-птицы, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их. Сирены в греческом мифотворчестве морские музы, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которою скрываются острые утесы или мели. Сирены были рождены речным богом Ахелоем и музами: Терпсихорой, Каллиопой, Мельпоменой или дочерью Стеропа. Отцом сирен также считали морского бога Форкиса, а матерью Гею. По Гомеру, сирен было две; позднее называли трех сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Тельксиэпея или Парфенопа, Лигея и Левкосия. В греческой традиции считается, что в демонов сирен превратила Деметра за то, что они не пришли на помощь Персефоне, когда ее похищал Аид. Некоторые греческие авторы утверждают, что это сделала Афродита за то, что они пренебрегали любовью. Однажды сирены вызвали на состязание в пении муз. Одержавшие победу музы выщипали у них перья и носили их как украшение, поэтому сирены не могли летать. Они жили на острове, усеянном костями и высохшей кожей жертв их сладкоголосого пения. Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в "Описании Эллады" Павсания: в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, "так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен... и сделали себе короны из них". Платон в мифе об Эр, которым заканчивается диалог Сократа "О государстве", автор представляет небесную музыку как пение восьми сирен, по одной на орбите каждой из планет и еще одной на орбите неподвижных звезд. Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдет мимо их острова, не поддавшись искушению; поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утесы. В "Одиссее" говорится, что Одиссей дабы слышать их пенье и все же остаться живым, заткнул уши своим спутникам воском, а себя приказал привязать к мачте. Сирены, соблазняя его, обещали ему всеведение: Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, Сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав; Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав, Знаем мы все, что случилось в троянской земле и какая Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян; Знаем мы все, что на лоне земли благодатной творится. В другой легенде, записанной знатоком мифологии Аполлодором в его "Библиотеке", говорится, что Орфей на корабле аргонавтов пел слаще, чем сирены. Когда аргонавты возвращались с золотым руном из Колхиды домой, в Иолк, они непонятным образом оказались близ Сицилии и должны были миновать остров сирен. Когда в пути сквозь рокот волн до них начали пробиваться первые ноты певиц, Орфей взял свою лиру, ударил по струнам и, мощно запев, заглушил коварно-губельные звуки. Гребцы гребли - а Орфей пел. Так они и миновали опасное место, и лишь аргонавт Бут как-то таки расслышал влекущие созвучья, обомлел от них и бросился в море, чтобы вплавь добраться до берега. Его спасла Афродита, чтобы поселить затем в Лилибее на Сицилии и родить от него сына Эрика. По этой причине сирены пробросались в море и были превращены в скалы, ибо им было суждено умереть, когда их чары окажутся бессильными. Поздние античные авторы определяли местонахождение острова сирен близ Сицилии и называли как таковое или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова, или остров Анфемузу. Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира, их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические сирены превратились в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых располагалась на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Платон, Тимей, X 617). В древнеиталийском городе Сурренте существовал храм сирен; возле Неаполя показывали гробницу сирены Парфенопы. С течением времени образ сирен менялся. Первый их историк, Гомер, в двенадцатой песне "Одиссеи" не описывает их наружность: у Овидия это птицы с красноватым опереньем и лицами юных дев; у Аполлония Родосского они кверху от пояса женщины, а нижняя часть туловища у них, как у морских птиц; у испанского драматурга Тирсо де Молины (и в геральдике) они "полуженщины, полурыбы". Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом "сирена" и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены. | |
| |
Просмотров: 3003 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 0 | |