Анзуд
Анзуд - Огромная божественнаяо птица, представляемая в виде львиноголового орла (позднее, прим. с 14 в. до н. э., — просто в виде орла). На памятниках изобразительного искусства (главным образом глиптике) часто изображен в геральдической композиции — когтящим двух оленей (или других животных). В надписях упоминается начиная с 26 в. до н. э. (тексты из Фары, теофорные имена). В мифах обычно выступает посредником между земной и небесной сферами, между богами и людьми. Подчеркнута амбивалентность его сущности: он одновременно воплощает и доброе, и злое начала. В шумерском мифе о Лугальбанде Анзу помогает ему выбраться из недоступных гор. В мифе «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» Гильгамеш изгоняет с дерева хулуппу Анзу, живущего в его ветвях, и убивает змею, поселившуюся в корнях дерева (птица и змея противопоставлены здесь по линии «верх-низ», но оба воплощают злое начало); в обоих мифах прослеживается связь с мировым деревом. Аккадский миф об Анзу (в старовавилонской и новоассирийской версиях) начинается с прославления шумерского бога Нинурты — победителя Анзу. Когда бог Энлиль снял, умываясь, свои инсигнии, Анзу украл их (вместе с таблицами судеб, ср. ме), чтобы стать могущественнее всех богов, и улетел в горы. Это нарушило все божественные законы (мотив, известный по мифу о боге чумы и войны Эрре). Богиня-мать Дингирмах отправляет против Анзу бога войны Нинурту (вариант — Нингирсу) и дает ему в дорогу семь ветров. Бог настигает Анзу и посылает вдогонку птице стрелу. Но, обладая таблицами судеб, Анзу в состоянии заклинаниями излечить рану. Бог одолевает птицу только после третьей (второй?) попытки. Анзу — эмблема бога Нингирсу из Лагаша; возможно, здесь сыграл известную роль миф о победе Нинурты (ипостась Нингирсу) над Анзу. " Этимология Первый корень «Ан-» (в имени «Анзуд», «Анзу») обозначает шум. «Ан» = «небо; бог неба». Второй корень «-Зуд, -Зу» (и имя «Шуту», которое близко к «-Зуд») можно считать именем собственным этого божества. «Изображения Анзуда» в геральдике «Изображение Анзуда» одно из наиболее популярных в шумерской геральдике : Анзуд является центральной фигурой — на древнем шумерском знамени; на печати и «каменной булаве правителя»; на большом серебряном «культовом кувшине для масла» изображен «Анзуд, держащий когтями хвосты двух львов»; также «одной из наилучших ювелирных вещей шумерских времён» считают «амулет Анзуда из золота и лазурита» (из чего можно заключить, что «цвета Анзуда» это золотой и синий, то есть «цвет неба» и «цвет небесного огня-молнии-солнца»); также Анзуд был «эмблемой великого воителя Нингирсу (бог, близкий к Нинурте) из Лагаша». В Интернете почему-то распространена ошибка, якобы «Анзуд когтями опирается на двух оленей», но такое «изображения Анзуда с оленями» это исключение; а в абсолютном большинстве случаев мы видим, что опирается-то Анзуд «на двух львов, огромных и гривастых». Понятно, что эти львы символизируют «раскаты рёва-грома при появлении Анзуда-молнии», ведь Анзуд это «птица бури» (проявляет себя как «молния и ветер», подобно ведийскому Матаришвану). Функции Анзуда (божество молнии, ветра, бури) и легенды о нём — близки к легендам о других «божествах молнии-света и ветра», прежде всего в Древней Индии : «птица молнии и ветра» МатариШван (из Вед); согласно мифа о похищении Анзудом «таблиц судеб» — Нинурта берёт его изображение в качестве своего герба. Эта тема напоминает — сюжет в индуизме, когда Вишну победил «сияющую птицу Гаруду» и взял её изображение в качестве герба. Существует гипотеза, что сине-золотой Анзуд (и иные древние «орлы-молнии») являются праобразом сине-золотого Киево-Русского герба «Тризуба». Мифы об Анзуде 1) В шумерском «мифе о Лугальбанде» Анзуд помогает ему выбраться из недоступных гор Хуррум. 2) В шумеро-аккадском мифе «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» Гильгамеш изгоняет с дерева хулуппу Анзуда, живущего в его ветвях. 3) О необычайной силе Анзуда говорит то, что именно ему (и ещё нескольким богам-воителям) боги поручили — выполнить приговор о «всемирном потопе» : — «Анзу когтями разрывает небо — порядок в стране — расколот будто кувшин». В этом фрагменте «когти Анзуда, которыми он разрывает небо» — это молнии. 4) Миф о том, как Анзуд похитил «таблицы судеб» (которые давали власть над богами и людьми), известен в двух версиях : старовавилонская версия (здесь имена богов из «шумеро-аккадской мифологии») — победителем Анзуда назван бог Нингирсу (бог, особо чтимый в древнем городе Лагаше), а в более поздних вариантах — Нинурта. Анзуд крадёт «таблицы судеб» у верховного бога Энлиля; богиня-мать Дингирмах отправляет против Анзуда «бога войны Нинурту» и даёт ему в дорогу семь ветров. Бог настигает Анзуда и посылает вдогонку птице стрелу. Но, обладая «таблицами судеб», Анзуд заклинаниями излечивает рану. Нинурта смог забрать «таблицы судьбы» у Анзуда лишь с третьей попытки. В ознаменование победы — Нингирсу-Нинурта берёт знак «могучего Анзуда» в качестве своего символа-герба (подобно как в индуизме — Вишну взял изображение побеждённой им птицы Гаруды в качестве своего герба); Еще один миф о том, как Анзуд похитил таблицы судеб. Когда верховный бог снял, умываясь, свои царские регалии, Анзу украл их вместе с таблицами судеб, чтобы стать могущественнее всех богов, и улетел в горы. Из-за этого нарушились все божественные законы. Ану призывает Адада и посылает его в погоню, но Адад отказывается, он считает, что Анзу непобедим. Отказом отвечают также Иштари ее сын." И веление всех богов утвердил он, Обратился, коснулся, посылает он Зу. И когда он окончил, подошел к нему Бел. Сверкание чистой воды перед ним, На деянья владыки глядят его очи: На тиару господства, на божью одежду, На божьи Книги Судьбы Зу все смотрит и смотрит; И когда Дуранки53 отца богов, Жажду господства почуял он в сердце, Зу, как увидел Дуранки, отца богов: "Божьи книги судьбы я захвачу, Повеленья богов все я узнаю, Утвержу я престол, овладею законом, Буду править я всеми, сколько есть их Игигов". И когда возмущенье вошло в его сердце, У замеченной двери дворца ждет он ранней зарей. Когда Бел умылся чистой водой, Воссел на троне, надел тиару — Книги Судьбы тогда ухватил в свои руки, Облекся властью, похитил законы, Улетел тогда Зу, в горах уселся, Пролилось молчание, раздался голос. От отца и советника, светлого Бела, Весь дворец наполняется ясным блеском, И богини приходят за его повеленьем. Ану уста открыл, говорит, Так изрекает богам, своим детям: "Кто из вас хочет Зу погубить, Кто хочет по градам свое имя прославить?"... Адада они призывают, вождя, сына Ану, Ану веленье свое ему изрекает: "Мощный, ужасный Адад, нападай неуклонно, Зу погуби своим оружьем, Будет имя твое величаться в сонме великих богов, Между богов, твоих братьев, равных тебе не найдется. Пусть построены будут божьи дворцы, По всей вселенной построй для себя грады, Пускай твои грады причтутся к Экуру Будь великим среди богов, греми своей славой". Адад отвечает на речь, К Ану-отцу обращает слово: "Отец, в недоступные горы кто поспешит? Кто сравняется с Зу меж богов, твоих чад? Книги Судьбы ухватил он руками, Властью облекся, похитил законы, Улетел тогда Зу, в горах уселся, Изрекает устами, словно боги Дуранки. Супостатов своих он пылью считает, Силы его ужасаются боги". Ану Ададу повелел не ходить. Богиню зовут они, дочерь Ану, Ану веленье свое ей изрекает: "Мощная, ужасная Иштар, наступай неуклонно, Зу погуби своим оружьем, Будет имя твое величаться в сонме великих богов, Между богов, твоих братьев, равных тебе не найдется. Пусть построены будут божьи дворцы, По всей вселенной построй для себя грады, Пускай твои грады причтутся к Экуру Будь великой среди богов, греми своей славой". Иштар отвечает на речь, К Ану-отцу обращает слово: "Отец, в недоступные горы кто поспешит? Кто сравняется с Зу меж богов, твоих чад? Книги Судьбы ухватил он руками, Властью облекся, похитил законы, Улетел тогда Зу, в горах уселся, Изрекает устами, словно боги Дуранки. Супостатов своих он пылью считает, Силы его ужасаются боги". Ану Иштар повелел не ходить. Бара зовут они, сына Иштар, "Мощный, ужасный Бара, наступай неуклонно, Зу погуби своим оружьем, Будет имя твое величаться в сонме великих богов, Между богов, твоих братьев, равных тебе не найдется. Пусть построены будут божьи дворцы, По всей вселенной построй для себя грады, Пускай твои грады причтутся к Экуру Будь великим среди богов, греми своей славой". Бара отвечает на речь, К Ану-отцу обращает слово: "Отец, в недоступные горы кто поспешит? Кто сравняется с Зу меж богов, твоих чад? Книги Судьбы ухватил он руками, Властью облекся, похитил законы, Улетел тогда Зу, в горах уселся, Изрекает устами, словно боги Дуранки. Супостатов своих он пылью считает, Силы его ужасаются боги". Ану Бара повелел не ходить. Новоассирийская версия (здесь имена богов из «вавилоно-ассирийской мифологии»): Зу крадёт таблицы у Бела. И Анну (верховный бог неба) хочет отправить против Зу великих воинов: Адада (бог грома), Иштар (Великая Богиня любви и войны) и сына Иштар «Бару» — но они не решаются воевать против Зу, считая Зу-Анзуда непобедимым. Окончание мифа утрачено, и неизвестно, побеждён ли Зу кем-либо; но в осколках можно прочесть, что против Зу собрался воевать бог Эа (бог ремёсел и изобретений, бог пресных вод). Цитата: "Ану Ададу повелел не ходить. Богиню зовут они, дочерь Ану, Ану веленье свое ей изрекает : «Мощная, ужасная Иштар, наступай неуклонно, Зу погуби своим оружьем, Будет имя твоё величаться в сонме великих богов, Между богов, твоих братьев, равных тебе не найдётся. Пусть построены будут божьи дворцы, По всей вселенной построй для себя грады, Пускай твои грады причтутся к Экуру Будь великой среди богов, греми своей славой». Иштар отвечает на речь, К Ану-отцу обращает слово: «Отец, в недоступные горы кто поспешит? Кто сравняется с Зу меж богов, твоих чад? Книги Судьбы ухватил он руками, Властью облёкся, похитил законы, Улетел тогда Зу, в горах уселся, Изрекает устами, словно боги Дуранки. Супостатов своих он пылью считает, Силы его ужасаются боги». Ану Иштар повелел не ходить" («Миф о птице Зу», перевод В. К. Шилейко). | |
| |
Просмотров: 3426 | |
Всего комментариев: 0 | |