Грифон
Грифон - фантастическое, мифическое существо, полуорел-полулев, с длинным змеиным хвостом. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие. Грифоны, в греческой мифологии чудовищные звери с изогнутым орлиным клювом на птичьей голове и телом льва. Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Грифон способен был поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов в одной упряжи. В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы. Полульвы-полуорлы, грифоны - это свирепые плотоядные птицы, которые пожирают лошадей и их семейство (гиппогрифы, пегасы и единороги). Этот голод к лошадиной плоти часто приводит грифонов к прямому конфликту с людьми и полулюдьми. Взрослые грифоны имеют пять футов в плече и весят более полу тонны. Их голова, верхнее туловище и передние конечности - как у гигантского орла. Этот орел на половину охвачен золотыми перьями от кончиков крыла до бритвенно острого клюва. Их мощные передние члены заканчиваются длинными, крючковатыми когтями. Глаза у грифона с золотым отливом.. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать, с размахом 25 футов или больше, растут из спины. Более низкая половина грифона - как у льва. Темноватый желтый мех охватывает мускулистые задние когтистые ноги льва. Хвост льва растет из мощных задних бедер грифона. Грифоны не говорят ни на никаких языках, но испускают орлиный крик, когда возмущены или возбуждены. Когда грифон изображен с открытым клювом, то вполне можно разглядеть язык и зубы. На голове красуется павлиний хохолок или бараньи рога, королевская корона или же просто некая декоративная выпуклость (особенно часто это встречается на греческих изображениях). Хотя грифона относят к птицам, его нередко изображают с ушами, что, по всей видимости, должно свидетельствовать о наличии отменного слуха. Скифские грифоны увенчаны рогами антилоп - символом расторопности. Шея может быть украшена рядом шипов (этрусские грифоны), нередко гривой льва или лошади. Под клювом иногда имеется пучок птичьих перьев, смахивающий на бородку. Грифоны охотятся группами по 12 или меньше, обыскивая равнины и леса вокруг (в пределах 20 миль) своего логовища, ища лошадей и стадных животных. С их превосходным зрением и обонянием, грифоны могут определить добычу на расстоянии до двух миль дальше. Грифоны охотятся только ради продовольствия, так что наездник, выпускающий одну или две лошади, обычно может убежать невредимым. Любая попытка защищать лошадь приводит грифонов в жуткую ярость, и они нападают на защитника. Грифоны предпочитают скалистые логова, около открытых равнин. Как только грифоны обосновываются на данной территории, они остаются там, пока поставка продовольствия не истощена. Грифоны, подобно львам, живут в прайдах, с каждым прайдом, включающим несколько спаренных пар, их молодняк, и одного доминирующего самца. Доминирующий самец ответствен за урегулирование территориальных споров с другими прайдами и выбор направления, на котором охота будет лучше. Каждая пара спаренных грифонов в прайде имеет свое собственное гнездо, расположенное около других гнезд прайда. Гнезда грифонов обычно расположены в мелких пещерах, высоко на утесе. Гнезда сделаны из палок и листьев, также как из случайных костей. Грифоны не собирают никакого сокровища, но их пещеры часто содержат остатки неудачливых путешественников, попробовавших защищать своих лошадей от грифонов. В течение весны, самки грифонов кладут одно или два яйца, которые вылупляются в конце лета. Молодняк грифонов в первые три месяца известны как птенцы; после этого, пока они не созревают, молодняк называется неоперившимися юнцами. Молодняк Грифонов вырастает быстро, в течение трех лет, пока они не достаточно большие, чтобы охотиться с прайдом. Взрослые грифоны чрезвычайно защищают свой молодняк и без милосердия нападают на любое существо, которое приближается к гнезду ближе, чем на 100 футов. Первые описания грифонов были сделаны Аристием, жившим почти три тысячи лет назад. Он был бродягой. Однажды он ушел на север и вернулся только через шесть лет. От исседонийцев Аристий узнал о существовании страны, попасть в которую попасть можно через пещеру, где обитает Борей, бог северных ветров. Сама же страна называлась Гипербореей. У границы этой горной страны жило дикое племя одноглазых аримаспов. Аримаспы пытались возделывать каменистую почву и искали золото в горах. Но золото охраняли таинственные существа. В горах жили грифоны. Иногда можно было видеть, как огромные, свирепые птицы возвращаются в заоблачные гнезда с целым быком в когтях. Гнезда грифонов были выложены золотом, которые птицы очень берегли. Люди из немногочисленного племени одноглазых иногда поднимались в горы к сверкающим обителям птиц, но ни кому еще не удавалось вернуться с сокровищами. Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают. В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI века до нашей эры), а затем в Спарте (VIII-VII века до нашей эры). Грифоны были издавна известны и в Египте. Во времена Пятой династии сам фараон изображался в виде грифона, повергающего наземь врага, что символизировало мощь правителя. Согласно некоторым теориям, изображение грифона могло иметь и иное значение, символизируя союз бога солнца (изображавшегося с головой сокола) и богини ночи и неба (с туловищем кошки). В одном папирусе грифон был провозглашен самым могущественным среди всех живых существ, поскольку у него был "клюв сокола, глаза человека, туловище льва, ушные отверстия рыбы и хвост змеи" - то есть атрибуты представителей всех основных видов животного мира. А если учесть, что "еще один" египетский грифон, который, впрочем, претерпел со временем некоторые изменения, ассоциировался с Сетом, врагом Гора - бога солнца, то неудивительно, что эта птица стала своего рода посредником между светом и тьмой, добром и злом. В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду , Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками стерегут грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. Расширенная статья | |
| |
Просмотров: 6276 | |
Всего комментариев: 0 | |