Саламандра
![]() ![]() "Самый жуткий из всех зверей - это саламандра", - продолжает Плиний. -"Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье. Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми… Если саламандра дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то хлеб становится ядовитым… Упав в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…" Для полноты картины добавим мнение Аристотеля: Некоторым животным по их прочному составу возможно не сгорать в огне, это с очевидностью показывает саламандра: она, как утверждают, проходя по огню, гасит его (Аристотель. История животных. V. 19. 106). Такого рода мрачные описания встречаются не в одном старинном трактате. Саламандра всегда вызывала суеверный ужас и страх, порождая множество легенд и мифов. В одних - она бессмертна, а ее шкурка способна лечить от всех болезней, в других, - это маленький дракон, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище. В средневековой магии саламандра - дух, хранитель огня, его олицетворение. В христианстве саламандра — посланница ада. Но в трактатах XI века византийца Георгия Писидского саламандра отождествляется с библейским символом благочестивого человека, "который не горит в пламени греха и ада". В средневековье в Европе распространилось убеждение, что саламандры живут в пламени, и в этой связи в христианстве данный образ стал символом того, что живое тело может устоять в огне. Также олицетворяет борьбу с плотскими утехами, целомудрие и веру. Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне. ![]() "К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне". К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты - как к поэтическому преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты": Я, точно Феникс, яростным объят Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь, И в силе мужеской его я убеждаюсь, Что он отец, родивший многих чад. И саламандры пресловутый хлад Его не гасит, честью в том ручаюсь. Жар сердца моего, в котором маюсь, Ей не почем, хоть мне он сущий ад. ![]() Согласно трактатам каббалистики, чтобы заполучить это диковинное создание, следует отыскать сосуд из прозрачного стекла, имеющего круглую форму. В центре колбы при помощи особым образом расположенных зеркал сфокусировать солнечные лучи. Через некоторое время там появится солнечная субстанция саламандры, то есть её истинная сущность, которая затем может быть использована алхимиками для опытов получения философского камня. Однако в других источниках уточняется, что несгорающая саламандра всего лишь обеспечивала поддержание необходимой температуры в тигле, где происходило превращение свинца в золото. В алхимической символике саламандры - духи стихии огня. Рождаясь в огне, они — распространенный символ (в алхимической практике) очищающего свойства огня и серы. Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" - огонь, земля, воздух и вода. Они - несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры. У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, - долгая и славная история , - писал Теодор Гомперц. Точно так же и саламандра сохраняет свое тело от пожирающего пламени тем, что извергает соки из своего тела. Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. Так, на гербах четырехлапая саламандра, окруженная пламенем, символизировала стойкость и презрение к опасности. В британских гербах, например, саламандра означает храбрость, мужество, стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Людопытно, что первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня. Путешествуя по фрацузским замкам Шамбор, Блуа, Азей-ле-Ридо, Фонтенбло, можно десятки раз встретить изображение саламандры, поскольку именно ее избрал своим символом французский король Франциск I. Саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля "Nurisco et extinguo" ("Я лелею и изгоняю") встречается на барельефах, украшает стены и мебель. Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество. | |
| |
Просмотров: 4765 | |
Всего комментариев: 0 | |