Нимфа
Особенно обширен был в представлении древних греков мир нимф (греч. "девы") божеств природы, ее живительных и плодоносных сил, олицетворяющих все движущееся и растущее в природе, все дающее жизнь растениям. Различали несколько видов нимф: нимф морей, источников (океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады - нимфы ясеня). Своих нимф имели также долины и острова. Главными нимфами считались водные, по античным лексикогафам слово "нимфа" означает "источник". Нимфы - очень древние божества. Самые древние нимфы - мелиады, или мелийские нимфы, родившиеся из капель крови оскопленного Урана. Океаниды - дочери Океана и Тефиды, нереиды - дочери Нерея и океаниды Дориды. Имена водяных нимф большей частью указываются на то или иное свойство или качество водной стихии (каталог океанид в "Теогонии" Гесиода и нереид там же). Наяды – древние божества, хранительницы вод Нереиды и Океаниды — в греческой мифологии морские божества Дриады и Гамадриады - в греческой мифологии женские духи деревьев. Известные имена нимф и легенды о них. Геспериды - нимфы, хранительницы золотых яблок на крайнем западе, обитающие в "саду Гесперид". Они дочери Никты; вариант - Геспери-ды и Атланта. Геспериды живут на краю мира у берегов реки Океан и охраняют яблоки вечной молодости, которые Гера получила как сва-дебный подарок от Геи. Их три (или четыре) сестры: Эгла (Айгла, "сияние") - супруга Гелиоса и мать харит, по одной из версий, Эрифия (Эритея, "красная"), Геспера ("вечерняя", вариант: Гестия) и Аретуса. Аполлоний Родосский в "Аргонавтике" рассказывает о прибытии арго-навтов во главе с Ясоном в сад Гесперид, который только что покинул Ге-ракл, убивший стража яблок дракона Ладона и насмерть перепугавший нимф. Увидев прибывших, геспериды в ужасе рассыпались в прах, но, вняв просьбам аргонавтов, превратились в прекрасные деревья и затем предстали в своем обычном виде и помогли аргонавтам добыть питьевой воды у Тритонийского озера, куда те несли свой корабль двенадцать дней, повинуясь вещим словам представших перед ними ливийских героинь. Гиады - нимфы, дочери Атланта и Плейоны, одной из океанид; сестры плеяд. Число их колеблется от двух до семи. После гибели на охоте их брата Гиаса (его растерзали львы) гиады умерли от горя, и Зевс превратил нимф в звезды созвездия Тельца, видимые в Греции в дождливое время (имя "гиады" указывает на "дождь" - греч. , "идет дождь"). По другой версии, гиады воспитали Диониса на горе Ниса и Зевс превра-тил их в звезды. Еще один вариант мифа рассказывает, как Медея превра-тила старух гиад - кормилиц Диониса в юных дев. Одной из гиад была нимфа Калипсо. Лимнады (Лимониады) — нимфы лугов и болот Альсеиды - нимфы, охраняющие и оберегающие рощи. Мелиады (мелии) — нимфы сожженных деревьев (например, постадавших от молнии), рожденные из крови Урана Напеи — нимфы долин Ореады — нимфы гор (греч. horyádes, от horos — гора) В древнегреческой мифологии нимфы (божества) гор. Могли называться также по наименованию гор, где обитали, — Киферониды, Пелиады и т. д. Орестиады - нимфы - обитательницы гор. Именно горные нимфы воспитывали до пяти лет героя Энея, рожденного Афродитой от смертного Анхиса. Среди орестиад известны Дафна, Идо, Майя и Эхо. Здесь, на высях, жили ореады, Этот лес был сенью для дриад, Там из урны молодой наяды Бил сребристый водопад. Этот лавр был нимфою молящей, В той скале дочь Тантала молчит, Филомела плачет в темной чаще, Стон Сиринги в тростнике звучит... Ф. Шиллер, «Боги Греции» Нимфы обитали вдали от Олимпа, в глубоких, гулких пещерах, в чей загадочный мрак решится вступить не каждый, но по приказу Зевса призывались во дворец отца богов и людей. Там, где начинают свой бег ручьи, склонялись прекрасные девы над новорожденными водами, вместе с ними выходили из недр, пробивая земную толщу, и никто не мог остановить их движения. Радуясь солнечному свету, они искрились, словно плясали. Места их выхода для людей были священны; в пещерах и гротах, рощах и лесах воздвигались святилища - нимфеумы, где нимфам приносили жертвы. Гомеровское описание пещеры нимф на Итаке получило символическое толкование как средоточие космических сил у философа Порфирия в трактате "О пещере нимф" Замеченные людьми целебные свойства выходящих из земли источников превратили нимф в спутниц бога-целителя Асклепия, в целительниц, врачующих и дарующих здоровье. Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти. На месте дельфийского оракула был оракул Геи, а затем Дафны - одной из горных нимф. Как частица природы, дающей людям радость, они стали харитами, то есть милостивыми, благосклонными и, одновременно, воплощением изящества, прелести, красоты. С превращением Зевса в верховное божество всей природы из "множества" харит выделилось три. Они были объявлены его дочерьми то ли от одной из океанид, то ли от самой Геры, и эпитеты, которыми люди наделяли расцветающую природу, превратились в их имена. С давних пор ручьи и реки служили местами гаданий. Туда бросали соплеменников или соплеменниц, подозреваемых в нарушении законов, нимфы должны были оправдать или осудить человека - в отличие от любых судей они неподкупны и справедливы. Были и другие способы спрашивать у нимф, приобщенных к тайнам природы, совета о том, что ожидает людей, ведь они умели предсказывать будущее. Можно было бросить в водоворот табличку с какими-либо надписями и смотреть, потонет ли она, поплывет по поверхности или будет выброшена за пределы источника. В качестве предсказательниц, нередко обученных искусству гадания самим Аполлоном, нимфы становились родительницами гадателей, так, матерью предсказателя Тиресия называли нимфу Харикло. Могли девы и наказывать тех, кто совершил преступление или не проявил к ним должного уважения. Они насылали безумие, и это наказание было страшнее многих других. Но вместе с тем в несвязных выкриках и словах безумного соплеменники стали искать частички той мудрости, которую нимфы вынесли из земных недр, мудрости тайных сил природы. Безумные стали рассматриваться как носители знания, скрытого от остальных людей. Так появились прорицатели и прорицательницы, пользовавшиеся величайшим уважением, безумие которых могло быть временным, как у пифии, надышавшейся паров, вырывавшихся из земных глубин. Способность находить для выражения чувств и мыслей те вдохновенные движения, слова и звуки, которые недоступны человеку, находящемуся в спокойном состоянии, также воспринималась как своего рода безумие - одержимость. Человек, охваченный этим безумием, мог плясать так же исступленно, как нимфы, или обретал их знание жизни - и казалось, что он видит сквозь землю, обретает их зрение и слух, понимает язык растений и птиц. Когда эти способности получили более высокое развитие, их стали приписывать покровительству сестер нимф - муз. Как духи ручьев и рек нимфы отвечали за продородие полей, лугов, за обилие пчел, за рост стад, так что древний грек, выходя за городские ворота, слышал голоса нимф и в звучании ручьев, и в шуме деревьев, и в жужжании пчел, и даже в мычании коров. В произведениях греческих поэтов нет восторженных описаний прроды, свойственных современной литературе, потому что сама природа не была чем-то абстрактным - она имела облик нимф и их голоса. Культ нимф, которым было пронизано все сознание, и был культом природы. Нимфы долговечны, но, в отличие от богов, смертны. Источник может иссякнуть, дерево засохнуть. Нимфы хрупки, как сама природа, и требуют к себе бережного отношения. С развитием человеческого общества менялись его представления о природе и ее силах. Нимфы начали приобретать индивидуальные имена, в сознании людей они стали больше походить на прекрасных обнаженных или полуобнаженных дев, от браков которых с небожителями стали рождаться герои. В современных фантазиях нимфы очень тесно переплелись с феями, различия между ними стерлись настолько сильно (а возможно их не было и ранее), что уже можно считать их одного рода. Опасны ли нимфы Это смотря как с ними обращаться. Порой — да, опасны. Но злостно клевещут те, кто утверждает, будто бы разъяренные дриады кого-то там разорвали на куски: это они путают с менадами, спутницами Диониса, которым и в самом деле лучше в руки не попадаться. И все же те, кто причиняет нимфам зло (если это, конечно, не боги), как правило, долго не живут. Равно как и те, кто чересчур упорно добивается любви не расположенной к этому нимфы. Однако нежная девушка не будет душить злодея своей лилейной ручкой — для этого найдутся другие желающие. И немало, скорее всего. Нимфа вполне может повлиять на чью-то удачу, причем самым решительным образом. Симпатичные им люди получают урожаи, клады и прочие блага. Под нехорошим человеком подломится мост, или рухнет сухое дерево — аккурат на голову, или он склонится к роднику испить водицы, а из воды покажется змея. Но сама наяда тем не менее не кусается! Поэтому, чтобы не пострадать от нимф, не рубите их деревья, не перегораживайте ручьи, не проводите мелиорацию болот, не лейте в море нефть и не срывайте до основания горы. По возможности отдаривайте чем-нибудь нимфу, чьей помощью пользуетесь. И никогда не преследуйте нимфу, если она бросилась от вас бежать, — такое дело точно для вас добром не кончится! Если вы, конечно, проживаете не на Олимпе. | |
| |
Просмотров: 8159 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |