Приветствую Вас, Гость · | Вход · RSS 24.07.2017, 14:02
Меню фантазий
Новости
Новое [12]
Фантазии [4]
Объявления [7]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Герои правители.  
Часто уже при жизни правители превращаются в своего рода миф, их "труды и дни" обрастают легендами. Будучи поначалу просто фольклором, со временем эти предания проникают в летописи; ложатся в основу героического эпоса.
Правитель соотносится с центром мира (то есть воплощает мировую ось и реализует связь между землей и небом), с победой над смертью и разрушением. Один из эпитетов, употребляемых по отношению к правителю в Древнем Египте, — «наделенный жизнью» или «дающий жизнь». Его двойственное значение не случайно и может содействовать пониманию образа царя в той мере, в какой тот служит связующим звеном между божественным и человеческим миром, представляя один другому.
В мифологии правитель выполняет функции культурного героя и священного правителя как воплощения божества. Он наделяется рядом функций: это божественный правитель, проводник священной воли, посредник в отношениях с трансцендентной сферой.



На правителя возлагаются задачи обеспечения благополучия народа как в «культурном» (социальном), так и в «природном» аспекте.
В ряде культур правитель воплощал определенное божество и выступал как объект культа. В Древнем Египте, Персии правитель считался воплощением бога солнца. В Японии, Месопотамии, греко-римском мире, у инков правитель воспринимался как сын Бога. В этом случае часто утверждалось, что царица-мать сочеталась браком с Богом и родила священного правителя (ср. легенду о рождении Александра Македонского). Следует отметить связь образа правителя с солярной (фараон как сын Ра, бога солнца) и небесной (император как сын неба) символикой. Еще одним важным аспектом образа является наличие отцовских характеристик: царь — это отец народа (царь-батюшка в российской традиции). Правитель — это не только бог, отец, но и человек; в его судьбе реализуются все основные модусы человеческого бытия в их самом ярком проявлении.

Правитель, царь, вождь, король, император.
По материалу МАРГИНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - С.П.Гурин
В фигуре правителя слито социальное и космическое, земное и сакральное. Царь является точкой опоры, поддерживающей равновесие мира. Бытие-с-царем радикально отличается от бытия-без-царя. Правитель - это динамический центр мира, от которого во все стороны расходятся силовые линии. Самодержец держит свой народ своей сакральной силой, удерживает страну от хаоса. Правитель воплощает жизнь, плодородие, преуспевание, победу.
У многих народов Правитель считается высшим существом, божеством или воплощением бога. Его власть обусловлена сакральной силой, полученной от небесных покровителей. В лице правителя божество присутствует в этом мире. Сам он является его представителем, наместником. Через правителя священное, мифическое время проникает в человеческую историю и влияет на все земные события. Божественность правителя обеспечивает преуспевание его народа, богатый урожай, успех на охоте, победу на войне. Божественный статус императоры имели в Китае, Японии, требовали себе в Риме. Если правитель лишился небесного благословения, то он вынужден оставить трон.
Чтобы защитить свой народ от многочисленных врагов и расширить свое царство правитель должен быть героем, непобедимым воином, выдающимся полководцем, владеть военной магией или хотя бы воинским искусством. Для этого ему нужно обладать такими качествами как сила, выносливость, гнев, ярость, военная мощь и государственное могущество. Для всех очевидны его исключительность, избранность, харизма. Обычно такой царь является основателем царства, династии.
Для выполнения функции властителя правителю нужны мудрость, коварство и жестокость. Он должен быть хитрым политиком и изворотливым дипломатом. Одновременно государь является хранителем закона и гарантом порядка, верховным судьей. Для этого необходимы личная скромность, честность и справедливость. Он строго осуждает и беспощадно наказывает преступников, чтобы другим неповадно было.
Для обеспечения независимости власти и суда правитель должен быть самым крупным собственником в стране. Для поддержания своего статуса он вынужден пребывать в богатстве и роскоши, дарить и принимать подарки, копить сокровища и безрассудно тратиться на пиры и балы. Богатство свидетельствует о божественном расположении, богоугодности этого правителя, и отсвет этой благодати падет и на его подданных. Обязательными атрибутами царской власти являются "царский пир” и "царская охота”. В них непременно участвуют приближенные правителя (в том числе и возможные претенденты на престол) и его иностранные гости (потенциальные захватчики), которые должны лично убедиться и засвидетельствовать богатство и щедрость царя, а также его физическую силу, смелость и воинские успехи.
Строго фиксировано место, в котором должен проживать правитель. Он всегда находится в центре царства (отграниченного от чужого, враждебного мира), в столичном городе-крепости. Дворец - это место, в котором собраны все материальные и духовные сокровища мира, он может быть уподоблен "небесному граду”. Внутри дворца находится трон, престол (который подобен алтарю - месту пребывания бога), священный центр царства и всего мира.
Часто правитель выполняет жреческие функции, все равно он уже обладает сакральной силой. Он предстоятель, посредник между народом и Богом.
Правитель должен обладать лучшими нравственными качествами и всеми добродетелями: кротостью, смирением, добротой. Царь-Батюшка - отец для своих подданных, поэтому он милосердный и всепрощающий судья, всегда готовый помиловать преступников. Как тот отец, который радуется возвращению блудного сына. Иногда царь совершал тайный выход, посещал тюрьмы и больницы, раздавал милостыню. Царь-пастырь - сам невинный и безгрешный как агнец - молится за свой народ. Он совершает жертвоприношение, поэтому сам должен быть чистым и святым, постником и аскетом. А принести в жертву ему, могущественному и богатому, собственно нечего, кроме самого себя.
Сущность власти противоречива и даже парадоксальна. Языческая мифологема правителя в первую очередь включает в себя идею всесокрушающей силы, беспредельного могущества, заботы о своем народе и беспощадности к врагам.
Происхождение правителя, которое часто бывает таинственным, а родословная - весьма запутанной. Чудесные рождения случались редко, зато известны случаи проклятых рождений. Особый случай - ранняя смерть родителей и сиротство правителя. Изгнание из царства может быть заменено путешествием. Возвращение в свое царство или получение законного престола тоже часто сопровождается препятствиями и осложнениями.
Принципиально отличаются ситуации основания царства, династии и передачи власти преемнику. Первым правителем становится герой, убивший дракона, полководец, победивший вражеские армии, харизматический лидер, утвердивший святыни. Он непосредственно доказал свою избранность, способность к власти и свое право на царский трон. Последующие правители наследуют власть и славу своего предка, но все же должны хотя бы частично подтверждать подвигами свой статус. Также возможно призвание правителя со стороны, но для этого нужны особые обстоятельства и чудесные знамения.
Какими способами, по каким критериям происходит отбор правителя из нескольких претендентов на престол. Один вариант - выбирать достойнейшего. Для победы здравого смысла и торжества общей пользы наиболее подходит голосование, хотя голосуют только имеющие соответствующий статус или военную силу. Второй вариант - пусть победит сильнейший. Могла быть честная битва, турнир или некие испытания, и если претендент смог победить прежнего царя, то он получает его власть. В сказках широко распространены случаи получения царства после испытаний, победы и женитьбы на царской дочери. Таким образом, преемственность царской власти идет по женской линии, а цари-мужчины постоянно обновляются, непосредственно подтверждая свои достоинства.
Передача царской власти по наследству имеет свои преимущества и недостатки. В династии передается воинский и государственный опыт, возможна серьезная подготовка к бремени власти. Принципиальное значение имеет преемственность законной власти, однозначные правила передачи трона наследнику, что исключает смуту и войны при каждой смене царя. Также хотя бы частично передается и сакральная сила, избранность, благодать (белая кость, голубая кровь - наверное, не пустые слова). Но передается и проклятие династии.
Близким по своему значению событием является свадьба правителя, священный брак, призванный обеспечить плодородие и благополучие во всем государстве. Царь и царица символизируют сакральную пару, соединение неба и земли. Их многочисленное и здоровое потомство должно подтвердить расположение божества к династии, а, следовательно, ко всем подданным этого царства.
Правитель постоянно находится под угрозой свержения, он всегда окружен конкурентами и претендентами на трон, предателями и заговорщиками, бунтовщиками и революционерами. Он всегда должен быть в силе, при первых же проявлениях слабости правитель обречен на изгнание или смерть. Вообще трудно представить себе правителя в отставке; став однажды царем, получив высший статус, нужно и умереть или погибнуть царем. Он должен быть убит руками претендента на трон в честном поединке или хотя бы в результате заговора. Красивая смерть - погибнуть на поле боя за родину и свой народ. Естественная смерть от старости не очень-то почетна. Правитель воплощает "жизнь”, он не может умереть как простой смертный. Смерть правителя - это сакральное событие, уход божества в другой мир, и должно быть организовано и оформлено соответствующим образом. Смерть правителя - это одновременно и обряд передачи власти, публичная церемония, в которой есть участник, исполнители и зрители. Смерть правителя - это ритуал обновления власти, своеобразное жертвоприношение. Поэтому наиболее сильное впечатление у современников и память у потомков остается, когда совершается ритуальное убийство.
Принципиальное значение имеет то, кем именно убит правитель. Если это посторонний претендент на трон (вторжение или заговор), то за этим следует смена династии. Если это наследник (переворот), то проклятие падает на всю династию и приведет к ее падению. Еслиправитель убит собственным народом (бунт, революция), то грех цареубийства падет на весь народ, на потомков и последствия будут непредсказуемы. В этом случае возникает неразрешимый парадокс: царь как чистая и невинная жертва за грехи своего народа, и проклятие за убийство царя остается на том же народе.
Правитель приносится в жертву для обновления мира, восстановления сил природы, восполнения энергии народа. В некоторых аграрных обрядах правителя разрывают на куски и разбрасывают растерзанное тело. Казнь правителя, его насильственная и публичная смерть, обеспечивает непосредственную и полноценную передачу сакральной силы и божественных полномочий наследнику. Существовал специальный ритуал, религиозная церемония. В африканских царствах совершалось показательное публичное самоубийство: царь поднимался на помост и начинал отрезать себе нос, губы, уши и другие мягкие части тела, в заключение он перерезал себе горло. Все это происходило в присутствии своего преемника, который в последствии должен будет совершить то же самое.
Особое символическое значение имеет голова правителя - символ власти и связи с божественным. Голова Адама покоится в основании мира, в корнях мирового дерева, у подножия Креста, в глубине Голгофы. При возведении храма Юпитеру на Капитолии нашли человеческую голову, что предвещало, что Рим станет главой мира. Обретение главы - пророчество о власти, государстве. В русской повести о падении Константинополя есть легенда о главе последнего византийского императора Константина, погибшего при взятии города турками. Его отрубленная голова положена под престол Святой Софии.
Останки правителя могут быть использованы в магических целях. Устанавливается духовная связь между правителем и его предшественником через обладание его останками, частями его тела. Узурпатор, овладевший останками вождя, признается следующим вождем, имеет право на трон.
Конец династии - это всегда конец царства и в каком-то смысле конец народа. Казнь правителя фиксирует перелом времен, разрыв истории. События приобретают катастрофический характер. Наступает смутное время, обостряются апокалиптические ожидания. В такие эпохи стирается грань между этим миром и другим миром, который может оказаться как сакральным, так и инфернальным. Все путается, переворачивается, грех и святость достигают предельного выражения. Это временная смерть и возможное воскрешение царства и народа.
Если первый правитель всегда герой, победитель, а то и убийца, то последний правитель всегда жертва. В контексте мистики мученичества совсем иначе представляется насильственная смерть. Добровольная, сознательная жертва последнего правителя есть высшая жертва.

Используемая литература


Copyright ShahOFF © 2010 (возрождение проекта 2004) 
Является частью проекта ЯВКА 324