menu
Mixantropos - полулюди  
Сказочные и мифологические повествования ни одного народа не были бы полными без анималистической составляющей. Относительно всех анималистических обитателей мифов можно разделить на три категории: реально существующие животные, существа с элементами реально существующих животных и вымышленные существа. Западным странам свойственна персонификация хищных животных: волков, лис, медведей, летучих мышей, сов, ворон.
Часто мифологические создания представляют собой не просто животных, наделенных даром речи и человеческой логики, а неких существ, которых не найдешь в зоологических книгах. Нередко это смесь животного с человеком. Мир легенд и мифов полон диковинных миксантропических существ (от mix - «смешивать», antropos -«человек»), в которых соединились черты человека и животного: среди них мужчины с птичьими и лошадиными головами, женщины с рыбьими хвостами, львы с головами фараонов...

Особенно богато гибридными созданиями культурное наследие Шумера, Ашшура, Египта, Центральной и Южной Америки. Впечатляющие изображения химероподобных существ находятся в музее Асутош в Калькутте, в археологическом музее в Дельфах, в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Порождены ли эти образы религиозным воображением или действительно существовали в незапамятные времена? Самое известное из подобных изображений - Сфинкс в Гизе (Египет) 20 м высотой и 74 м длиной. Предполагается, что голова этой вытесанной из цельной скалы монументальной статуи представляет собой скульптурный портрет фараона Хефрена, усыпальницей которого служила близлежащая пирамида. Тело Сфинкса напоминает лежащего льва. О возрасте изваяния существуют разные мнения. Пока не опровергнуты заявления группы американских геологов, геофизиков и египтологов, которые в октябре 1991 г. с помощью новейших методов датирования определили, что Сфинксу не менее 7000 лет. Если это так, то получается, что он был создан на 3000 лет раньше пирамиды Хефрена.
Людям хотелось все-таки общаться с неким эмоциональным существом с человеческими чертами. Большую роль тут также играют тайные мечты приобретения многих свойств животных и птиц, недоступных человеку. Толкование некоторых авторов, что мифические существа представляют собой животное начало в человеке, нельзя назвать точными. Более корректным было бы сказать, что в лице этих созданий люди делают сверхъестественными собственные черты или усиливают природные.
В древнейших памятниках литературы и искусства всех древних народов постоянно упоминается о неких существах – полулюдях-полуживотных. Эти памятники сообщают о странных существах-гибридах, которые обычно обитали в святилищах на правах храмовых животных и питомцев, пользуясь особой любовью простых людей.
Великие цари древних шумеров, а впоследствии и цари Ассирии устраивали настоящую охоту на таких полулюдей, вероятнее всего просто ради сексуальных забав. В древних книгах очень много описаний оргий людей с полуживотными.
На рельефах знаменитого черного обелиска Салманассара II, хранящегося в Британском музее, нетрудно узнать странных существ – полулюдей-полуживотных. В Лувре, Багдадском музее и других археологических коллекциях можно найти немало изображений таких человекообразных «гибридов». На о.Мальта сохранились огромные каменные изваяния странных человекоподобных существ, пол которых определить невозможно.
Согласно современным постулатам биологии, скрещивание человека с животными в принципе невозможно, поскольку число хромосом в генетическом коде «партнеров» будет разным.