menu
Сказочные существа  
Любая сказка - это своеобразный мир, со своей внутренней логикой, в которой понятия выгоды, корысти, целесообразности путей достижения цели довольно условны.
Самый яркий момент, отличающий сказку от прочих жанров - это наличие четкого деления мира на противоположности. Есть Добро и есть Зло - никаких полутонов.
Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских или мерзких чудовищ. Змеи, драконы и демоны являли собой облик, глубоко чуждый всему человеческому: чешуя, когти, крылья, огромная пасть, страшная сила, необычные свойства, огромный размер. Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ.
Не всегда с этим существам могли противостоять люди поэтому появились множество богов полубогов и героев. И всегда им помогали множество добрых или нейтральных, а порой и противных сказочных существ. В различных произведениях их описывают по-разному. В сказках, легендах, былинах и сагах Европейских народов мы всегда встречаем необычные волшебные существа, как эльфы, тролли, феи, и другие. Эти предания передавались из уст в уста и точное описание этих странных существ, наверное, никто никогда дать уже не сможет.
Отношение к этим существам тоже неординарное, кто-то боится, кого-то очень завораживает и тянет, как к чему-то необъяснимому.
Современное художественное искусство (Этот волшебный мир сказки) стремится сделать персонажей правдоподобными, максимально реалистичными. Модное киноискусство - даже чересчур реалистичными, приятными и добрыми. А искусство народное, старинное, к которому относится и сказка ("Сказочные существа" совсем не сказка), напротив, всегда стремилось максимально утрировать характеры и ситуации, чтобы яснее высветить главное, убрав лишнюю детализацию и подробности передать идею, мысль. Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется». Конечно, сказочные персонажи не лишены глубины, до поры до времени кто-то может таить и загадку, даже некую двойственность. Но принципиальное отличие от современных героев то, что сказочные персонажи это типажи, а не характеры.
В данном разделе мы остановимся на существах не злобных, по-настоящему сказочных, добрых и мудрых, противоречивых и сварливых, живущих своей жизнью и чаяниями, зачастую не находящими общего языка с большинством людей. Мы намеренно выносим в другой раздел существ злобных и кровожадных, изначально враждебно относящихся к человеку, а также существ бестелесных и религиозных. В разделе только существа из сказок:

Феи - Древние греки, эскимосы и краснокожие индейцы рассказывают истории о героях, завоевавших любовь этих созданий фантазии. В такой удаче таится, однако, опасность — когда прихоть феи удовлетворена, фея может своего любовника погубить.
Mixantropos - полулюди - Мир легенд и мифов полон диковинных миксантропических существ (от mix - «смешивать», antropos -«человек»), в которых соединились черты человека и животного: среди них мужчины с птичьими и лошадиными головами, женщины с рыбьими хвостами, львы с головами фараонов...
Духи и Элементалы — в мифологии: сверхъестественные существа, наделённые волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся (почти) всегда недоступным для восприятия.
Волшебные животные - Роль Животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного) элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением, которое имели Животные на ранней стадии развития человечества, когда они ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива — ни в его синхроническом состоянии, ни в диахроническом аспекте , ни, наконец, онтологически.

«Энциклопедия волшебных существ» по материалам книг и статей К. Бриггс (1899—1982)
Те, кто появились на свет в Рождественский день, не могут видеть духов, это еще один неопровержимый факт. Какой удачей, вероятно, это было лет семьдесят или восемьдесят назад и раньше для тех избранных, которым посчастливилось родиться в канун этого праздника всех праздников; когда вся земля кишела привидениями, боглами, кровавыми-костями, духами, демонами, ложными огнями, брауни, багберами, черными собаками, призраками, худыми пальтишками, пугалами, ведьмами, колдунами, баргес-тами, Робинами Добрыми Малыми, каргами, летучими мышами, скрагами, сломанными-шеями, фантазмами, хобгоблинами, хобхоулардами, буги-бу, доби, хобтрастами, келпи, волшебниками, мок-беггами, мампокерами, Джем-ми-барти, урхинами, сатирами, панами, фавнами, сиренами, тритонами, кентаврами, калкарами, нимфами, импами, инкубами, спурнами, дубовым народом, адскими колесницами, огненными драконами, кит-со-свечками, Том-неваляшками, мельш-диками, ларами, китти-свечками, хобби-с-фонариками, Диками-по-четвергам, эльфийскими огнями, Джил-жжеными-хвостами, стукачами, эльфами, кровавыми-головами, Мег-с-пучками, старыми шоками, оупсами, пэдфутами, пикси, пиктри, великанами, карликами, Том-покерами, татготами, драконами, спретами, огневками, заклинателями, турсами, толкачами, тантерабобусами, мормами, подкидышами, красными колпаками, собаками, предвещающими беду, жеребятами-пикси, мальчиками-с-пальчиками, блэк-багами, богартами, скар-багами, шэг-фолами, ходж-покерами, хоб-трэшами, багами, балл-беггами, бигорнами, шарами, кадди, буменами, брашами, вейфами, ваффами, флэй-богартами, финдами, галли-тротами, импами, гуитрашами, лоскутами, хобами-с-фонарями, грингами, богестами, без-костей, Пег Поулерами, пэками, фаями, киднепперами, галли-беггами, твердокожими, никерами, мэдкапами, троллями, робинстами, блуждающими огнями, силками, конюхами, дрогами, гоблинами, безголовыми, бука-бу, коу, или коровами, никами, нэками, бродягами, миффи, баками, упырями, сильфами, гостями, свартами, фрифами, фритами, гир-карлингами, пигмеями, читтерфейсами, никси, Джинни-жжеными-хвостами, дадменами, адскими псами, двойниками, богглбу, буги, красными людьми, портунами, грантами, хоббитами, хобгоблинами, коричневыми людьми, коуви, дунни, виррикоу, алхолдами, манникинами, фоллтами, корредами, лубберкинами, клуриканами, кобольдами, лепреконами, корами, марами, корредами, пактами, кориганами, сильванами, суккубами, черными людьми, тенями, банши, ланнан-ши, клабернаперами, гончими Гавриила, мокинами, дублями, огнями, или свечами мертвяков, скратами, махаундами, троу, гномами, спрайтами, фейтами, финдами, сибилами, ник-невинами, белыми дамами, феями, шляпами-из-обрезков, катти, ниссами и призраками всех обличий, типов, форм, фасонов, видов и родов, так что не было в Англии деревушки без собственного привидения.
Кроме того, каждая мало-мальски древняя обитель, крепость или усадьба могла похвастаться своим боглом, призраком или стукачом. Церкви, кладбища, перекрестки дорог были населены. На каждой тропинке лежал валун, который по ночам охранял призрак. У каждой общины были свои волшебные существа. И едва ли встречался пастух, который не видел бы духов!

Роль мифических существ в славянских сказках
 

Используемая литература