menu
"Сказочные существа" совсем не сказка.  
В существование лешачих, русалок, кикимор и других лесных баб, живущих в дремучих чащах, на болотах или озерах, верили издавна во всех русских деревнях. Но вот почему эти “сказочные существа” вместо того, чтобы покойно жить в глухих непролазных лесах, упрямо держались около людей? Их постоянно встречали охотники, выходившие на ранней зорьке пострелять уток, бабы, собиравшие в лесу ягоды, мальчишки, сторожившие коней в ночном. И вот что странно: описания их внешнего облика, поведения, удивительных способностей, у крестьян, живших в южных губерниях, практически не отличались от рассказов жителей северных окраин. Сегодня такие встречи тоже редко, но происходят. Причем описания странных существ женского рода практически не изменились. Чаще всего лесная баба имеет облик знакомой по народным сказкам кикиморы. Вот, например, с каким чудищем встретились молодые парни на лесной дороге около мордовского села Аскулы: “Все случилось на обратном пути, когда вся подвыпившая ватага переезжала мостки на дне глухого Тайбакского оврага. Впереди на дороге вдруг показалась неясная, будто закутанная во что-то белое фигура. Подъехав поближе, парни вмиг протрезвели: перед ними стояло настоящее страшилище. Вроде женщина, но жуткого вида, громадная, нагая, укрытая до самых пяток лишь копной лохматых волос”. Таких чудовищ до сих пор можно встретить возле глухих сел и деревень Самарской Луки, из которых выехали почти все жители. Называют их здесь по-разному: лишенками, русалками, а чаще шишигами. Бродят они голые и раскосмаченные по лесам и болотам и особого вреда людям не наносят. А вот подшутить, особенно над мужчинами, шишиги любят. Нырнет, например, парень в пруд, а они подкрадутся и давай его щекотать. Могут и у ребят, которые лошадей в ночном пасут, одеяло утащить. В то, что шишиги — не выдумка, а действительно существуют, верят в деревнях на Самарской Луке все: и мал, и стар. Да как можно не верить, когда был случай, когда шишигу поймали в лесу, точнее, не поймали, а нашли замерзающую от холода. Вот как описал этот случай в мордовском селе Торново краевед Юрий Киевский. Однажды трое братьев, отправившись зимой за дровами, откопали в сугробе “виряву”, так называют здесь лесную женщину: “голая, волосы длинные, пальцы длинные”. Замерзла она, лежа на снегу, и стала “твердой, как колодка”. Парни привезли виряву в избу и стали отогревать на печи. Когда та “оттаяла” и ожила, то принялась безудержно хохотать. Человеческой речи не понимала, одежду с себя срывала, от людей испуганно пятилась. Подумали, подумали мужики, да и отвезли виряву в лес, где ее нашли. Но не всегда лесная баба имеет облик кикиморы, порой она больше похожа на огромную обезьяну. Но и эта обезьяна также любит подшутить над пришедшими в лес парнями. Произошел такой случай далеко от Волги, на Кольском полуострове. Пришел на берег Сейдозера молодой лесоруб, так его там едва не задушила в объятьях лесная волосатая красотка. Парень рубил толстое дерево, когда вдруг почувствовал легкое похлопывание по плечу. Он удивленно обернулся и увидел огромный волосатый торс, поднял глаза и... так и остался стоять с открытым ртом. Над ним возвышалась особь женского пола. Лесной “красавице” такое поведение парня явно не понравилось, и она просто-напросто зашвырнула его в кусты. До смерти испуганный лесоруб бросился к лодке, завел мотор и отдышался только тогда, когда отплыл далеко от берега. А вот еще одна “романтичная” встреча. В 1952 году Мария Сергеева работала на лесозаготовках в Западной Сибири на реке Карайте. Однажды утром двое ее друзей, Алексей и Татьяна, решили искупаться в чистейшем озере. Вдруг Таня закричала, а Алексей замер и уставился пред собой округлившимися глазами. Под водой к нему плыла девушка с длинными черными волосами. Вынырнув около Алексея, она откинула волосы и уставилась на него. Татьяна громко закричала, быстро схватила Алексея за волосы и вытащила на берег. Водяная девушка злобно сверкнула глазами и скрылась в озере.
Кроме чувства юмора, правда, порой довольно примитивного, есть еще одно свойство, сохраняющееся у всех лесных баб вне зависимости от места их обитания: любовь и бережное отношение к детям. Их страшный, волосатый облик маленьких ребятишек совершенно не пугает. И не было ни одного случая, чтобы лесные бабы обидели ребенка. Наоборот, они весьма не равнодушны к голеньким человеческим “детенышам”, заботятся о них, хотя порой и пытаются их “умыкнуть” или обменять на своего — волосатого.
В районе Северного Урала, к примеру, произошла вот такая история. Пропала пятилетняя девочка. Вся деревня бросилась искать ее в стоящем у самых изб густом лесу. Мать ребенка была безутешна от горя. Нашли девочку на следующий день, причем там, где неоднократно проходили люди. По словам девочки, кто-то в “теплой шубе” долго носил ее по лесу, а затем посадил на дороге. А вот другой случай, также произошедший на Урале. Маленький ребенок стал исчезать из дома чуть ли не каждую ночь. Возвращаясь по утрам, он объяснял родителям, что был в лесу, где у него “есть другая мама”.
Но самый невероятный случай “появления другой, лесной мамы” произошел в деревне Михалево Черемисинского уезда еще до отмены крепостного права. О нем поведал дьякон Храма Преображения Господня. Дом исправного мужика Ивана Галкина стоял на краю деревни. Однажды утром Иван, лучший столяр деревни, отправился чинить барскую карету. Его жена Настя прицепила колыбельку с малюткой к ветке яблони, выросшей у самой избы. Мать ненадолго отошла, а, возвратясь, обомлела: колыбелька была пуста, а за плетнем мелькнула чья-то темная спина. Истошно закричав, она схватила висевший на стене цеп и бросилась вдогонку. Догнала, замахнулась цепом — и тут похититель ребенка обернулся. Это была лешачиха, ростом вершков на десять выше ее, вся в шерсти, только лицо светлое. От ужаса Настя замерла, еле-еле подняла руку, чтобы перекреститься, а рука, словно не своя, каменная стала. Заплакала Настя от горя, даже не заплакала, а заскулила протяжно и жалобно. И тут лешачиха сделала три больших шага к ней и протянула на вытянутых руках ребенка. Отдав младенца, лешачиха фыркнула и быстро, не оглядываясь, пошла к лесу.
Прошло несколько лет. Ребенок (его тоже назвали Настенькой) превратился в красивую смышленую девчушку. Родители не могли нарадоваться на нее. А на седьмом году снова случилось несчастье. Днем бесшумно, как и в первый раз, проникла во двор “лесная баба”. Легко перепрыгнув через высокий забор, она совсем по-человечьи поманила девочку пальцем. На глазах у перепуганной матери та встала и спокойно подошла к лешачихе. Лесная баба осторожно взяла ручку Настеньки в свою лапищу, повела малышку к калитке, отворила ее и, не торопясь, отправилась в лес. На дворе осталась только несчастная мать, завороженно глядевшая вслед лешачихе, уводившей ее дочку. На десятый день произошло чудо: Настенька вернулась домой. Вернулась спокойная, словно и не была похищена лешачихой и утащена в дремучий лес, а гостила у своей бабушки, в чистом платьице, с аккуратно заплетенными косичками. На расспросы не помнящей себя от счастья матери отвечала охотно. Лепетала что-то о добрых дядях и тетях, которые ее встретили в лесу и накормили вкусной едой. С удовольствием вспоминала, что “спала в колыбельке, только на мху”. И вот что очень интересно. После своего посещения “лесных дядей и тетей” у Настеньки открылись удивительные способности: простым наложением рук она начала лечить своих односельчан.
В случае с Настенькой у лесной бабы - лешачихи отчетливо проявляются два свойства, которые вполне можно назвать экстрасенсорными. Во-первых, она явно способна завораживать людей, лишать их возможности двигаться; во-вторых, она может пробуждать в людях, особенно в детях, скрытые в них дары, например, к лечению или к предвиденью. А теперь подведем итоги. Но сначала поинтересуемся мнением двух ученых — самого известного в России криптозоолога Майи Быковой и доктора биологических наук Валентина Сапунова.
По мнению М.Быковой, наши предки, зародившиеся в Африке, в какой-то момент, по неизвестным пока ученым причинам, мигрировали через Азию в Европу. Здесь они столкнулись с более молодым видом — неандертальцами. Этот вид развивался параллельно с человеком, но шел по другому пути. Его представители обладали сильнейшими способами биологической защиты: волевым внушением или, точнее, принуждением. Очевидцы утверждают, что представители этого вида (его часто называют “снежным человеком”) разговаривали с ними, не разжимая губ. Кроме того, они обладали даром к “оборотничеству”, либо “отводу глаз”. Порой было неясно, кто идет рядом с тобой — то ли человек, то ли собака, то ли овца.
На схожих позициях стоит доктор биологических наук Валентин Сапунов. Он считает, что развитие животного мира идет в основном “по Дарвину”. Но как только встречаются два близких вида, заселяющих одну биологическую нишу, то вступает в силу закон “расталкивания”. Человечество на заре своего становления столкнулось с реликтовыми гуманоидами — “лешими или снежными людьми”. В результате конкуренции двух близких видов произошло следующее: “лешие” стали более скрытными, развили свои экстрасенсорные способности, а люди для того, чтобы победить в борьбе за выживание, стали создавать орудия труда и охоты, создали сложную систему коллективных взаимоотношений, технику, науку, с помощью которых выжили “лесных братьев” в глухие места.
Мнение обоих ученых вполне объясняет внешнюю необычность встреч человека с “лесными бабами”, обладающими экстрасенсорными способностями, позволяющими легко “отводить глаза” и скрываться от назойливых людей. Судя по бережному отношению “лесных баб” к детям, их нельзя назвать представителями реликтовых гуманоидов, идущих по тупиковому пути развития. Пожалуй, они являются своеобразным резервом природы, созданным на случай, если хомо сапиенс -- “человек разумный” умудрится уничтожить свою техническую цивилизацию и встанет на грань самоуничтожения. И символом этой “ветви” развития может служить кикимора с человеческим младенцем на руках.

Михаил БУРЛЕШИН