menu

Даждьбог
Даждьбо́г, Дажьбо́г— один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, предок князей и вообще русских людей.
Даждьбог упоминается в наиболее ранних памятниках древнерусской письменной культуры, таких как «Повесть временных лет» (Ипатьевская летопись), «Слово о полку Игореве». Признаки поклонения Даждьбогу присутствуют у многих славянских народов
Б. А. Рыбаков считал, что культ Дажьбога, как «Солнце-царя» восходит к скифскому культу Колаксая, сына Таргитая, прародителя царских скифов, трактуя имя Колаксая через славянский корень «коло» (солнце) и иранский «ксай» (владыка, царь).
Таким образом, Даждьбог, сочетал в себе две основных функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе — источником княжеской и царской власти.
«Даждьбожьи внуки» — такую метафору использовал автор «Слова о Полку Игореве» в отношении русичей для выделения их родственной общности и необходимости прекратить распри и сплотиться перед угрозой внешних врагов:
«Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась».
«Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена».
Среди даров Сварога людям были и его сыновья — Сварожичи. Первый из них Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!»
Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь - два небесных Пламени и одно земное - родными братьями, сыновьями Неба и Земли.
Дажьбог - Дабь, Радегаст, Радигош, Сварожич Это разные вариации имени одного и того же бога. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы.
Даждьбог восседает в золотом дворце. Сидя на троне из золота и пурпура и являясь ипостасью Солнца он не боится холода, теней и несчастий. Дажьбог похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается.
В сербском фольклоре Царь-Солнце описывается восседающим на златотканом пурпуровом престоле, а подле него стоят две девы - Зоря Утренняя и Зоря Вечерняя; Семь судей - планеты и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых звёзд. Тут и дядя его - лысый Месяц.
Следует отметить, что Дажьбог считался божеством белого Света, а не самим солнечным светилом. Солнце мыслилось как его корона. Наиболее вероятным изображением Даждьбога является мотив "восхождения" Солнца на конях, грифонах или птицах. Солнечная символика известна в виде "коньков" ("князьков") на крышах построек (в том числе и на храмах городищ-святилищ тушемлинской культуры), заклинательной вышивки ("рогатые" ромбы белорусского флага, украшения головных уборов ("княжеских" диадем и свадебных кокошников).
Согласно «Повести временных лет» идол Дажьбога (вероятно деревянный) вместе с идолами Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши стоял на холме в Киеве во времена князя Владимира. Дажьбог упоминается третьим в списке божеств (после Перуна и Хорса), идолы в честь которых были установлены. Имя Дажьбога в этом списке упоминается вместе с именем Хорса и не отделяется от него союзом, в отличие от других имён — это может свидетельствовать о сходных функциях божества, либо вообще о разных (иранского и славянского происхождения) именах одного солнечного божества.
День Даждьбога - воскресенье, его металл - золото, его камень - яхонт. Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома. Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь - 953 г. разорялся Оттоном I, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом II и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы здесь как Радигош. Радогощ - на его роль претендуют два городища - это либо Погар на реке Судость (притоке Десны), к западу от Трубчевска и к северу от Новгорода Северского, либо собственно Радогошь на реке Нерусса, к северу от Севска и к западу от Крома.
Священным животным Даждьбога - Радегаста считался лев (как и у персидского бога Солнца - Митры), Сварожича изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами.
Символами Сварожича являются не только царственные львы, но и вепри (вепрь - это также воплощение индийского Вишну и скандинавского Фрейра). Одним из атрибутов является меч, позднее секира, а также и копье, возможно алый стяг:
"в сем сходятся дьявол Сварожич и вождь святых, ваш и наш Маврикий? Те, кто впереди вздымает священное копье, и те, кто пачкает человеческой кровью дьявольские знамена?" Птица Радегаста - петух, возвещающий своим криком приход солнца. На кумире венедскими рунами писали имя бога, возможно, была и солярная символика.
Головой кумира ставят на восход солнца или же на юго-восток, чтобы он мог следить за его ходом. Даждьбога именовали Спасом, т.е. Спасителем, но не в смысле спасения заблудших овец Израилевых, а в смысле воинской - защитника. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас (14 августа) - это дни чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и на Юрия Зимнего (9 декабря).
Символика Солнца и Дажьбога у славян связана с такими числовыми значениями, как 3, 6 и 12. Изображение Солнца - солнечное (огненное) колесо, "рогатые" круги, спирали и кресты, а также 3 круга на концах треугольника и 6 - на концах ромба. Вероятно по этой причине этот бог считается покровителем 12 знаков зодиака.
В пожертвование Дажбогу приносились: блины, горох, полотно, мед, орехи, яблоки, тетерева, каравай, узорные хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.

Память о Даждьбоге сохранилась в народе, передаваясь изустно от поколения к поколению. Примером тому являются украинские народные песни. Так, согласно одной из весенних песен, раннюю пташку соловья Даждьбог послал замкнуть (запереть) зиму и отомкнуть (отпереть) лето:
Ой, соловейку, ти ранній пташку,
Ой чого так рано із вир'їчка вийшов?
Не сам же я вийшов, Дажбог мене вислав —
З правої ручейки — літо відмикати,
З лівої ручейки — зиму замикати...

Эта песня исполняется на свадьбах, что говорит также о покровительстве Даждьбога молодоженам, как бога плодородия.
Гимн-Правьславлепие:
Даждьбог Тарх Перунович!
Славен и Триславен буди!
Благодарим Тя, подателя всяческих благ, счастья и благополучия.
И велику Славу возглашаем Тебе за помощь в благих деяниях наша,
и за помощь в деяниях ратных наша,
да супротив темных ворогов и всякаго зла неправедного.
Дa прибуде Великa Сила Твоя со всеми Родами наша,
ныне и присно и от Круга до Круга!
Тако быть, тако еси, тако буди!


Тарх Даждьбог сражался с тёмными силами и они запросили пощады, перемирия и устроили пир. На пире в питьё Тарху подсыпали Сонного Зелья, а когда он уснул, приковали его цепями к горам Кавказским, чтобы хищные прицы и звери терзали его плоть. Богиня Джива освободила его от оков, перенесла на своих Лебединых Крыльях в урочище Тары на слияние Раты и Ирия, где вместе с сестрой Тарха - Богиней Тарой они залечили его телесные раны, а Богиня Джива силой Высшей Спасительной Любви и Возрождения вдохнула в него новые силы и Жизнь, после чего состоялась свадьба Тарха Даждьбога и Богини Дживы. Даждьбог, так же, как и Митра был три дня прикован к Кавказским горам и находился между Жизнью и Смертью.

В стародавние времена Кащеи (представители темных сил) украли у людей их Богиню МАРУ (МАть РА- сияния) покровительниц Смерти (смерть это дословно Смена МЕРности, когда человек умирая переходит в другой высший мир имеющий большее количество измерений чем наш четырех мерный мир). И пришло на землю горе, остановилось развитие людей. Они застряли в нашем Явном четырех мерном мире и не могли двигаться дальше (в светлые миры Нави и Прави). Их физические тела старели и изнашивались, их одолевали не излечимые болезни, немощь и безысходность, но умереть, чтобы перейти в другой мир они не могли, так как такой переход возможен только через смерть. Тогда Даждьбог решил помочь своим потомкам, он прошел через Врата Междумирья (находившиеся по преданиям у нас на Кавказе) в Пекельные миры (миры предназначенные для очищения душ) и стал искать там Марену. Он нашел её, спас и вернул на землю людям, но Кащеи с помощью своих технологий смогли настолько ослабить Тарха Даждьбога, что в отместку приковали его к Кавказским горам к Орлиным скалам.
Прикованного мистическими цепями к скалам Тарха Даждьбога нашла Богиня Джива (Дева Жива покровительница Силы Жизни), которая его освободила. В заповедях Бога Сварога сказано:
«Почитайте люди Страстную Неделю – как скорбел Даждьбог наш от распятия на Кавказских горах до спасения Лебедью-Дживой».
Даждьбог был настолько слаб, что одной Силы Жизни подконтрольной Дживе (Деве Живе) не хватало, чтобы привести его в чувство. Тогда Джива позвала на помощь свою родную сестру Мару которую спас Даждьбог и вместе с ней они провели обряд (оба рядом) восстановления сил светлого Бога.
Богиня Мара принесла с собой из Пекла Мертвую воду. Она знала, что пока её не было на земле многие люди заболели душой и телом. Им для дальнейшей нормальной жизни на земле, (а некоторым и для перехода в мир иной, чтобы не попасть в Пекло), необходимо очиститься от воспалительных процессов, происходящих в организме (хворобы) и душе (дурные привычки, грехи и т.д.). Местом, где в нашей вселенной происходит очищение с помощью повышенной температуры и является как раз Пекло. Грязная душа там, говоря образно, обжигается огнем потому и называется оно Пекло. Так же и в нашем теле (в соответствии с законом «како вверху так и внизу») очищение крови происходит в печени при помощи её повышенной температуры относительно других органов (печень тоже печет). Поэтому Мара и принесла с собой из Пекла огненную воду. И действительно согласно местной чаркеской легенде лечебный источник назван так в честь девушки которая не побоялась спустится в Пекло и принести из него огненную воду для спасения родителей и людей своего рода от одолевших их плоть и душу болезней. Действительно мертвая вода - мертвее не бывает, так как она перенасыщена сероводородом. Эта вода действительно огненная, так как после приема ванн тело краснеет и разогревается, а болезни (особенно воспалительные) разрушаются.
Живую воду принесла с собой из светлого Ирия Богиня Жива. Как образовалась эта вода на нашей земле хорошо рассказано в «Ведах Словена» (1874г. Белград). Богиня Жива там обращается к Перуну и просит его чтобы он метнул свой золотой посох в гору, в то место где находятся три прудика «ведь там рядом протекает бел кладенец, а от того что Перун метнет туда молнию, вода из него польется сурьяная (напитанная Сурьей и будет красноватого оттенка, сурик это красный цвет), а кто будет набирать эту воду в Щуров (Чуров) день и нести в свои дома, чтобы окропить себя и домочадцев тот будет сам и вся его семья весь год живы и здоровы.

Жил-был в Сварге Пречистой Даждьбог Перунович, а у него было три сестры: одна богиня Магура дева воительница, другая богиня Тара (Заря), третья богиня Девана (Зевана). Как-то пошел он с сестрами в Ирий сад погулять. Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.
— Пойдемте, сестрицы, домой!—говорит Даждьбог.Только пришли они во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним вгорницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался младым богом Хорсом, и говорит:
— Здравствуй, Даждьбог! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебясестрицу богиню Тару(Зарю) посватать.
— Коли люб ты сестрице, я ее не унимаю—пусть идет!Богиня Тара согласилась, и соколоподобный Хорс женился на ней и унес ее в свой Чертог.Дни идут за днями, часы бегут за часами—целого года как не бывало. Пошел Даждьбог сдвумя сестрами в Ирий сад погулять. Опять встает туча с вихрем, с молнией.
— Пойдемте, сестрицы, домой!—говорит Даждьбог.Только пришли они во дворец — как ударил гром, распалася крыша, раздвоился потолок, ивлетел орел. Ударился об пол и сделался младым богом Святобором, и говорит:
— Здравствуй, Даждьбог! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом.И стал сватать богиню Девану (Зевану). Отвечал ему Даждьбог:
— Если ты люб Деване, то пусть она за тебя идет, я с нее воли не снимаю.Богиня Девана согласилась и вышла за Святобора замуж. Обернулся он орлом, подхватил ееи унес в свой чертог.
Прошел еще один год, говорит Даждьбог своей младшей сестрице:
— Пойдем, в Ирии саду погуляем! Погуляли немножко, опять встает туча с вихрем, смолнией.
— Вернемся, сестрица, домой!Вернулись домой, не успели сесть — как ударил гром, раздвоился потолок, и влетел ворон,ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем, богом Воданом. Прежние были хорошисобой, а этот еще лучше.
— Ну, Даждьбог, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом, отдай за меня Магуру.
— Я с сестрицы волю не снимаю, коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.Вышла за Водана-ворона Магура, и унес он ее в свой Чертог.Остался Даждьбог один, целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно.
— Пойду,—говорит,—искать сестриц.Собрался в дорогу, сел на коня и поехал и вот видит — лежит в поле рать-сила побитая.Спрашивает Даждьбог:
— Коли есть тут живой кто,—отзовись! Кто побил это войско великое?Отозвался ему один из живых:
— Все это войско великое побила прекрасная богиня Мара Моревна.
Пустился Даждьбог дальше, наезжал на шатры белые, выходила к нему навстречу МараМоревна, прекрасная:
— Здравствуй, Даждьбог, куда тебя несет—по воле аль по неволе?Отвечал ей Даждьбог:
— Добрые молодцы по неволе не ездят!
— Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах.
Даждьбог тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, и полюбился Маре Моревне и женился наней. Мара Моревна прекрасная взяла его с собой в свой небесный Чертог. Пожили онивместе сколько-то времени, и вздумалось ей прогуляться, стала она на войну собираться.Оставляет она на Даждьбога все своё хозяйство и приказывает:
— Везде ходи, за всем присматривай, только в эти пещеры не моги заглядывать!Но он не вытерпел, и как только Мара Моревна уехала, тотчас бросился в те пещеры,запретные. Отворил Даждьбог дверь, глянул, — а там висит Кощей Бессмертный, надвенадцати цепях прикованный. Богом Велесом силы своей лишенный.Просит Кощей у Даждьбога: — Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесьмучаюсь, не ел, не пил—совсем в горле пересохло!
Даждьбог подал ему целое ведро воды, он выпил и ещё запросил:
— Мне одним ведром не залить жажды, дай еще!Даждьбог подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро,
взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать цепей порвал.
— Спасибо, Даждьбог! — сказал Кощей Бессмертный.— Теперь тебе никогда не видать МарыМоревны, как ушей своих!—и страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге МаруМоревну, прекрасную, подхватил ее и унес к себе.А Даждьбог горько-горько затужил о ней, снарядил своего коня и поехал в путь-дорогу:
— Что ни будет, а разыщу свою любовь Мару Моревну!Едет день, едет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, надубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцембогом Хорсом и закричал:
— Ах, шурин мой любезный! Как тебе живется?Выбежала Тара, встретила Даждьбога радостно, стала про его здоровье расспрашивать, просвое житье-бытье рассказывать.Погостил у них Даждьбог три дня и говорит:
— Не могу у вас гостить долго, я иду искать жену мою, Мару Моревну, прекрасную.
— Трудно тебе сыскать ее,— отвечает Хорс.— Оставь здесь на всякий случай свою серебря-ную ложку, будем на нее смотреть, про тебя вспоминать.Даждьбог оставил у Хорса свою серебряную ложку и поехал дальше.Ехал он день, ехал другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возледворца дуб стоит, на дубу орел сидит. Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулсядобрым молодцем богом Святобором и закричал:
— Вставай, Девана! Милый наш братец идет.Девана тотчас прибежала навстречу, стала его целовать-обнимать, про здоровьерасспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать.Даждьбог погостил у них три денька и говорит:
— Дольше гостить мне некогда, я иду искать жену мою, Мару Моревну, прекрасную.Отвечает Святобор:
— Трудно тебе сыскать ее, оставь у нас серебряную вилку: будем на нее смотреть, тебявспоминать.Он оставил серебряную вилку и поехал дальше.День едет, другой едет, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух, возле дворцадуб стоит, на дубу ворон сидит. Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрыммолодцем богом Воданом и закричал:
— Магура девица! Поскорей выходи, наш братец идет.Выбежала Магура, встретила его радостно, стала целовать-обнимать, про здоровьерасспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать.Даждьбог погостил у них три денька и говорит:
— Прощайте! Пойду жену искать—Мару Моревну, прекрасную.
Отвечает Водан:
— Трудно тебе сыскать ее, оставь-ка у нас серебряную чашку, будем на нее смотреть, тебявспоминать.Даждьбог отдал ему серебряную чашку, попрощался и поехал дальше.День едет, другой едет, а на третий добрался до Мары Моревны. Увидала она своего милого,бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:
— Ах, Даждьбог! Зачем ты меня не послушался, —пошел в пещеры запретные и выпустилКощея Бессмертного?
— Прости, Мара Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не видать КощеяБессмертного, авось не догонит!Собрались они и уехали. А Кощей на охоте был, к вечеру он домой ворочается, под нимдобрый конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду? Отвечает конь.
— Даждьбог приходил, Мару Моревну увез.
— А можно ли их догнать?
— Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в мукуобратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонку и ехать—и топоспеем!Кощей поскакал, догнал Даждьбога. Сразились они в лютой схватке, стукнул копытомКащеев конь Даждьбога и упал он со своего коня. Одолел в этот раз Кощей Даждьбога.
— Ну,— говорит,—первый раз тебя прощаю, за твою доброту, что водой меня напоил, и вдругой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю!Отнял у него Мару Моревну и увез. Даждьбог сел на камень и опечалился.Но делать нечего и он опять воротился назад за Марой Моревною. Кощея Бессмертного домане случилось.
— Поедем, Мара Моревна!
— Ах, Даждьбог! Он нас догонит.
— Пускай догонит, мы с ним еще раз сразимся и тогда посмотрим, кто кого одолеет.Собрались и уехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый коньспотыкается.
— Что ты, несытая кляча спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Даждьбог приходил, Мару Моревну с собой взял.
— А можно ли догнать их?
— Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива наварить,допьяна напиться, до отвала выспаться да только тогда вдогонку поехать — и то поспеем!Кощей поскакал, догнал Даждьбога:
— Ведь я же говорил, что тебе не видать Мары Моревны, как ушей своих!
И опять в лютой схватке одолел Кощей Даждьбога, ведь под ним конь чудный-богатырский.Отнял Мару и увез к себе.Остался Даждьбог один, закручинился, но всё равно опять воротился за Марой Моревною. Нату пору Кощея дома не случилось.
— Поедем, Мара Моревна!
— Ах, Даждьбог! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит.
— Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу. Собрались и поехали.Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
— Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Даждьбог приходил, Мару Моревну с собой взял.Кощей поскакал, догнал Даждьбога, и опять с помощью коня своего волшебного одолел его,изрубил его тело в мелкие куски и поклал в смоленую бочку, взял эту бочку, скрепилжелезными обручами и бросил в синее море, а Мару Моревну к себе увез.В то самое время у зятьев Даждьбога серебро почернело,
— Ах,— говорят они,— видно, беда приключилась!Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел за живойводою, а ворон за мертвою.Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Даждьбога, перемыли исложили, как надобно. Ворон брызнул мертвой водою — тело срослось, соединилось, соколбрызнул живой водою и— Даждьбог вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я долго спал!
— Еще бы дольше проспал, если б не мы!—отвечали зятья.— Пойдем теперь к нам в гости.
— Нет, братцы! Я пойду искать Мару Моревну.Приходит к ней и просит:
— Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать. Кощей сказал:
— За тридевять земель (то есть за пределами 27 планет нашей солнечной системы), втридесятом чертоге, за огненной рекою разделяющей миры (граница междумирья выглядиткак огненная река), живет бабушка Яга, у ней есть такая кобылица, на которой она каждыйдень вокруг всего света облетает. Много у ней и других славных кобылиц, я у ней три дняпастухом был, ни одной кобылицы не, упустил, и за то Яга дала мне одного жеребеночка.
— Как же ты через огненную реку (границу междумирья) переправился?
— А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!Мара Моревна выслушала, и пересказала все Даждьбогу, и платок унесла да ему отдала.Даждьбог переправился через огненную реку и пошел к бабе Яге. Долго шел он не пивши, не
евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками. Даждьбог говорит:
— Съем-ка я одного цыпленочка.
— Не ешь, Даждьбог! —просит заморская птица.—В некоторое время я пригожусь тебе.Пошел он дальше, видит в лесу улей пчел.
— Возьму-ка я, — говорит, — сколько-нибудь медку.Пчелиная матка отзывается:
— Не тронь моего меду, Даждьбог! В некоторое время я тебе пригожусь.Он не тронул и пошел дальше, попадает ему навстречу львица со львенком.
— Съем я хоть этого львенка, есть так хочется, аж тошно стало!
— Не тронь, Даждьбог,—просит львица.— В некоторое время я тебе пригожусь.
— Хорошо, пусть будет по-твоему!Побрел голодный, шел, шел — и видит стоят хоромы бабы Яги.
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, Даждьбог! Почто пришел—по своей доброй воле аль по нужде?
— Пришел заслужить у тебя богатырского коня.
Баба Яга посмотрела на молодца, и так он ей понравился, что захотела она его у себя оставить, чтоб ей по хозяйству помогал. И решила она дать ему невыполнимое задание.
— Изволь, Даждьбог! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня, если упасешь моихкобылиц,—дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся— останешься навсегда уменя.Даждьбог согласился, баба Яга его накормила-напоила и велела за дело приниматься.Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты, и все врознь по лугамразбежались, не успел Даждьбог глазами вскинуть, как они совсем пропали. Тут онзапечалился, сел на камень и заснул. Солнышко уже на закате, и вот прилетела заморскаяптица и будит его:
— Вставай, Даждьбог! Кобылицы теперь дома.Даждьбог встал, воротился домой, а баба Яга и шумит и кричит на своих кобылиц:
— Зачем вы домой воротились?
— Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам глаза невыклевали.
— Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.Переспал ночь Даждьбог, наутро баба Яга ему говорит:
— Смотри, Даждьбог, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь — остаться тебездесь на всегда!Погнал он кобылиц в поле. Они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам.Опять сел Даждьбог на камень, горевать да и уснул. Солнышко село за лес, как
прибежала к нему львица и говорит:
— Вставай, Даждьбог! Кобылицы все собраны.Даждьбог встал и пошел домой. Баба Яга-Золотая нога, пуще прежнего и шумит и кричит насвоих кобылиц:
— Зачем домой воротились?
— Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем неразорвали.
— Ну, вы завтра забегите в сине море. Опять переспал ночь Даждьбог, наутро посылает егобаба-яга кобылиц пасти:
— Если не упасешь — остаться тебе у меня навсегда.Он погнал кобылиц в поле, они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в синеморе, стоят в воде по шею. Даждьбог сел на камень, затужил и уснул. Солнышко за лес село,прилетела пчелка и говорит:
— Вставай, Даждьбог! Кобылицы все собраны, да как воротишься домой, у бабы-Яги просисамого паршивого жеребенка, который в навозе валяется. Бери его и в глухую полночь уходииз дому.Даждьбог встал, пришел в хоромы, а баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц:
— Зачем воротились?
— Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего света и давай нас со всех сторон жалить до крови!
— Ну хорошо, Даждьбог, ты сумел выполнить мое задание выбирай самого лучшего жеребца.
— Не надо мне лучшего, отдай самого паршивого жеребенка,— который в навозе валяется.
— Нет, этого я не могу тебе отдать, завтра я сама выберу награду за службу.Но когда баба Яга заснула, то в самую полночь Даждьбог не дожидаясь утра, взял у неепаршивого жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки,махнул три раза платком в правую сторону—и вдруг, откуда ни взялся, повис через рекувысокий, славный мост. Даждьбог переехал по мосту и махнул платком на левую сторонутолько два раза — остался через реку мост тоненький-тоненький!Поутру пробудилась баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню,во весь дух на железной ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает.К огненной реке (границе междумирья) подлетела, взглянула и думает: «Хорош мост!»И поехала по мосту, но только добралась до средины—мост обломился, и баба-яга ели назадноги унесла.А Даждьбог откормил жеребенка в синих лугах Сварги Пречистой и стал из него чудныйконь. Приезжает Даждьбог к Маре Моревне, она выбежала и бросилась к нему на шею:
— Как тебя воскресили в тело твое жизненные силы влили, даже мне это не подвластно?
— Так и так,— говорит Даждьбог.— Поедем со мной.
— Боюсь, Даждьбог! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрублену.
— Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит. Сели они на коня и поехали. Кощей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Даждьбог приезжал, Мару Моревну увез.
— А можно ли их догнать?
— Нет! Теперь у Даждьбога конь богатырский лучше меня.
— Нет, не утерплю,— говорит Кощей Бессмертный,—поеду в погоню. Долго ли, коротко ли—нагнал он Даждьбога, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею, а в те поры конь Даждьбога ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а Даждьбог доконал его палицей. После того решил Даждьбог разрушить и логово Кащея где собирались темные силы(Луна леля). Сотворил небесный огонь, устроил великую кроду, и спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру. Чтоб никто уже не смог собрать его тело во едино.
Мара Моревна села на Кощеева коня, а Даждьбог на своего, и поехали они в гости сперва к Водану, потом к Святобору, а там и к Хорсу. Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью:
— Ах, Даждьбог, а уж мы не чаяли тебя увидеть. Ну, да недаром же ты хлопотал, такой красавицы, как Мара Моревна, во всем свете поискать—другой не найти! Погостили они, попировали и поехали в свой небесный Чертог, приехали и стали себе жить-поживать, медок попивать, да детушек рожать. От которых пошел род славян Даждьбожьих внуков.

Список использованной литературы:
1) В.В. Иванов, В.Н. Топоров - Исследования в области славянских древностей, М.: "Наука", 1974.
2) Г.А. Глинка - Древняя религия славян, Митава, 1804.
3) Б.А. Рыбаков - Язычество Древней Руси, М.: "Наука", 1987.
4) А.Н. Афанасьев - Поэтические воззрения славян на природу (3 тома), М.: "Современный писатель", 1995.
5) Н.В. Слатин - Велесова книга (литературный перевод её текстов с примечаниями), Омская областная типография, 2000.
6) Полное собрание русских летописей - "Лаврентьевская" и "Ипатьевская" летописи, М.: Академия Наук СССР, 1926-1928.
7) Повесть временных лет (в переводе Д.С. Лихачева), М.: "Наука", 1996.
8) Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. - Боги Славян. Язычество. Традиция., М.: "Рефл-бук", 2002.
Категория: Северные боги | Добавил: ShahOFF (04.12.2012)
Просмотров: 5312 | Комментарии: 1 | Теги: СЛАВЯНСКИЕ БОГИ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]