menu

Атум
Атум (Jtm) — бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся) из первичного хаоса — океана Нуна (иногда его называют отцом Атума).
Атум возник из первичного хаоса в образе змея или ихневмона– символ Вечности, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика.
Он является персонификацией первоначального хаоса, из которого вышло все сущее. Он «самовозникающий»; перед тем, как небо отделилось от земли, он был «единым хозяином». В «Текстах Пирамид» он появляется как первоначальная гора»: «Этот царь возник из Нуна, когда не было еще неба, когда не было еще земли, когда еще ничего не существовало...»
Также он появляется в образе скарабея, который, по-видимому, появляется из-под земли, если о нем подумать. Атуму посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное.
В «Книге Мертвых» (гл. 175) Атум говорит Осирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею.
Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. И Атум и его рука — богиня Иусат предстают в мифах как супружеская пара. Их изображения были найдены на гробницах периода Гераклеополя. Титул «рука бога» порой давался верховным жрицам Амона Карнакского в Фивах, почитавшимся в качестве супруг бога-создателя.
«Атум безо всякого страха взял змею в руки и по¬местил ее у себя на лбу. С тех пор змея-глаз, получившая название «урей», стала украшать короны всех бессмерт¬ных богов и великих фараонов. Урей зорко смотрит вдаль, и, если на пути бога встретятся враги, он испепе¬лит их своими лучами, таким образом, защищая и оберегая законы мироздания.
А сотворение мира между тем продолжалось. Из вод Нуна появился белый лотос. Бутон раскрылся, а из него вышел бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Рассеялась тьма, и мир наполнился светом. Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и из них образовались люди.»
Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
Атум и его потомство составляют совокупность девяти божеств, гелиопольскую девятку, или эннеаду (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтис). Но в глубокой древности, и это отражено в "Текстах пирамид", гелиопольская эннеада не представляла собой единой коллегии богов. Бог Атум был объединен с богом солнца Ра, и солнечное божество Pa-Атум было противопоставлено хтоническому богу Осирису. В "Текстах пирамид" содержатся изречения, обращенные к умершему фараону, в которых Осирис и его сын Хор явно рассматриваются как начала, враждебные умершему, а Ра-Атум как защитник умершего: "Pa-Атум не должен отдавать тебя Осирису; он [Осирис] не должен овладеть твоим сердцем, он не должен приобрести власть над твоим сердцем! Pa-Атум не должен отдавать тебя Осирису; он [Хор, сын Осириса] не должен овладеть твоим сердцем, он не должен приобрести власть над твоим сердцем! "
Атум — бог-творец мира (демиург) и бог солнца, страж мирового закона. Во многих текстах он называется Атум-Ра - вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествляемого с ним (Ра-Атум).
Атум почитался как всесильное милостивое божество, которое дает защиту просящему. В «Текстах пирамид» Атум выступает защитником каждого умершего во время его странствия по загробному миру, становясь его наставником и покровителем. А после смерти фараона, он поднимает усопшего царя из его пирамиды на небеса, чтобы перевоплотить его в нетленную звезду.
В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри (Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис). Он сближался с Осирисом («живой Апис-Асирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове»). В мифе об истреблении людей Атум (или Нун) возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить всё им созданное и превратить мир в водную стихию. Древние египтяне наблюдали воздействие солнца на ил, оставляемый Нилом после разлива. Возможно, эти впечатления породили образ Атума.
Египетские жрецы хотя и были знакомы с Атумом, его культ был минимизирован в обычной жизни, и связь с этим высочайшим уровнем возможна была только через опосредованные уровни Вселенной. Они выступали как боги и принципы существования.
Его порождения в мировоззрении египтян могли иметь большую роль, благодаря их более близкому к людям состоянию. И все были, тем не менее, его детьми.
Атум — один из четырех главных богов-создателей (в гелиопольскую «эннеаду» также входили Амон, Хнум и Птах). Центром поклонения этому богу считался Гелиополь.
Важная роль отводилась Атуму и при царях Мероитского царства.
Причина этому - функциональная связь между Амоном, ставшим к тому времени государственным богом Куша, и, следовательно, отцом-создателем правящего царя, и Атумом, который, по представлениям египтян, проникшим также и в Куш, был древнейшим творцом мира и людей.
История развития культа Атума в Куше - один из примеров восприятия египетского бога в "чистом виде", без существенных изменений. Во всяком случае, именно так предстает его образ в сохранившихся источниках. Причина восприятия и сохранения культа Атума заключается в той роли, которую играла в Куше египетская религия, и наличием значительной египетской прослойки населения, которая, собственно, и была носительницей египетских религиозных идей и способствовала их внедрению и распространению в Куше.
Обращаясь к первому ежегодному собранию престижного Египетского фонда исследовании 3 июля 1883 года, видный швейцарский египтолог Эдуард Навиль сказал:
«Не может быть никаких сомнений, что лев и сфинкс символизируют Атума».
И дальше Навиль приводит цитату, которая, как он считает, является подтверждением такого заключения:
«Приведу лишь одно доказательство – божество Нефер-Атум. Это божество может быть представлено головой льва… нормально оно имеет человечески и облик и носит на голове лотос, из которого торчат два прямых султана. Иногда обе эти эмблемы (лев и человек) объединяются, и между головой льва и султаном оказывается птица (ястреб) Гора».
Поэтому нам не следует удивляться, обнаружив, что в религиозном изобразительном искусстве Древнего Египта Атум зачастую имеет облик сфинкса в характерном для этого бога головном уборе —высокой короне с плюмажем и лотосом. Именно основываясь на этих изображениях, многие ведущие египтологи сделали вывод, что Великий Сфинкс в Гизе хотя и имеет, как считалось, лицо Хафры, может также считаться воплощением Атума. И действительно, как уже упоминалось в части I, из многих титулов Сфинкса, под которыми он был известен у древних египтян, одним из наиболее часто встречавшихся был Шешеп-анх Атум (дословно: «живой образ Атума») – так что не следует особенно сомневаться в этой атрибуции.
Категория: Западные боги | Добавил: ShahOFF (11.12.2011)
Просмотров: 3961 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]