menu

Симург
Симург (авест. «mərəγō saēnō», откуда позднее пехл. «Sēnmurw» и перс. «سیمرغ»‎, тадж. «Симурғ» — дословно «вершинник», «птица с вершины дерева/горы»») — фантастическое существо в иранской мифологии, царь всех птиц. Также известно в мифологии тюркских народов Средней Азии и башкир.
В период существования арийской общности, и после обособления иранцев Симург мыслился как гигантский мифологический орёл. Однако не позднее середины I тыс. до н. э. у части иранцев складывается представление о Симурге как существе полиморфном, обликом подобном летучей мыши. Считалось, что Симург выглядит как огромный сокол с женской грудью или как хищная птица с чертами льва или собаки.
Симург обладал функцией благого покровителя отдельных людей и особенно человеческих коллективов. Эта функция ярко отразилась в «Шахнаме» Фирдоуси, где Симург выступает как охранитель рода эпических героев Сама - Заля - Рустама. Признано, что отразившийся в «Шахнаме» цикл сказаний-былин об этих эпических персонажах сложился в среде близкородственных европейским скифам и сармато-аланам азиатских восточноиранских по языку сакских племен. Это дает основания полагать, что Семаргл у скифов и сармато-алан, как и Симург в сказаниях саков, мог считаться покровителем отдельных людей и их коллективов (родов, племен), что и стало причиной значимости его почитания какой-то частью этой отрасли восточных иранцев[2]. Исходя из функции благого покровителя, Симурга часто изображали на талисманах. Сенмурв (Cимург) был династийным символом Сасанидов.
В зороастрийских текстах говорится, что Симург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету; в более поздних легендах Древо и Симург отождествляются.
В «Шахнаме» Фирдоуси Симург играет важную роль в истории Заля и его сына Рустама. Симург упоминается в «Беседе птиц» суфийского мистика Фарид-ад-Дина Аттара. Существует также легенда, что Симург живет семьсот лет, и, когда у него подрастает сын, бросается в огонь.
Образ Симург имеет различную трактовку. Чаще она воспринимается как вещая птица справедливости и счастья, но в некоторых мифах она является сторожем, восседающем на горе, отделяющей потусторонний мир.
По одним источникам, он обладал двумя натурами - хорошей и дурной, по другим (включая "Шахнаме"), было два Симурга - благой и демонический. Благой Симург нашёл в пустыне младенца Заля, отца Рустама. Демонического Симурга убил Исфандияр, который в ранних версиях эпоса, видимо, вообще выступает как противник Симурга. Перья Симурга использовались при гадании и магических действиях (ср. наставления Ахурамазды о магической действенности птичьих перьев, "Яшт" XIV 35).
СВИСТ СИМУРГА (САФИР-Э СИМУРГ) ШИХАБ АД-ДИН СУХРАВАРДИ (ШЕЙХ ОЗАРЕНИЯ)
Симург - один из наиболее популярных образов в изобразительном искусстве. На войлочном ковре из курганов Пазырыка (5-3 вв. до н.э.) изображена схватка Симурга со сфинксоподобным существом. Классическим считается изображение Симурга на золотом сосуде из Копенского чаатаса (8 в. н.э.). Сохранилось множество изображений Симурга на полихромных изразцах и миниатюрах 13-14 вв. На сабельных клинках той же эпохи часто воспроизводилась схватка Симурга с драконом (подразумевалось чудесное покровительство Симурга владельцу оружия). На миниатюре из рукописи 1493 со списком поэмы Аттара "Беседа птиц" изображён Симург (термином "Симург" суфийские мистики из окружения Аттара обозначали своё божество), посрамляющий расцветкой оперения павлина и фазана (чем метафорически утверждается превосходство высшего духовного начала над прочими проявлениями бытия). После воцарения династии Сефевидов изображение Симурга стало эмблемой Ирана наряду с его государственным гербом. К авестийскому mрrрgo saeno восходит также сэнмурв - фантастическое существо с головой и лапами пса, с крыльями и в рыбьей чешуе (что символизировало его господство на земле, в воздухе и воде).
Симург – фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение "увидеть Симурга” означает - осуществить несбыточную мечту.
Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В "Беседе птиц”, знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург – это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения.
Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее "Язык птиц”.
В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.
Птицам открывается, что шах Симург – это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели) – слово "си” по-персидски – тридцать, "мург” – птица; Симург и его подданные едины:
Тот, кто был вознесен к единению разом,
Тайн единого бога достиг его разум.
Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,
Меж "тобою” и "мною” разрушит преграду.
(Навои, "Язык птиц”)
Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме "Язык птиц” рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме – город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), – в классической восточной поэзии Мани – образ гениального художника.
Категория: Волшебные животные | Добавил: ShahOFF (03.11.2011)
Просмотров: 4584 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]