menu

Боги древней Греции.
Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это помогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственные намерения и поступки, достойным образом оценить свои силы.
Древние греки непосредственно воспринимали все жизненные перипетии, и поэтому и герои их сказаний проявляют ту же непосредственность в разочарованиях и радостях. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки к врагам. Это - отражение реальной жизни и реальных человеческих характеров древних времен. Жизнь богов и героев насыщена подвигами, победами и страданиями. (Гесиод - Теогония)
Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции, которую в дальнейшем переняли римляне.
Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой мифологии: хтонический, или до олимпийский, классический олимпийский и поздний героический. Взгляды, характерные для хтонического периода, сложились в греческом обществе задолго до дорийского завоевания XII в. до н. э. и даже до возникновения первых ахейских государств. Не сохранилось источников, в которых бы эти воззрения были представлены полно и последовательно. Поэтому приходится использовать отдельные архаичные образы или мифологические эпизоды, случайно отразившиеся в текстах, относящихся к значительно более позднему времени.
Кроме богов существовали еще и демоны. Это неопределенные и страшные силы, не имеющие никакого облика, но обладающие ужасным могуществом. Демоны появляются неизвестно откуда, вмешиваются в жизнь людей, причем обычно самым катастрофическим и жестоким образом, и исчезают. С образами демонов были связаны и представления о чудовищах, которых на этом этапе развития греческой религии, вероятно, тоже воспринимали как существ, обладающих божественной силой.
В подобных представлениях о богах и в особом почитании Земли как Великой матери видны отголоски идей разных этапов развития греческого общества — и совсем раннего времени, когда не отделявший себя от природы человек создавал образы человекоживотных, и периода матриархата, когда господство женщин в обществе подкреплялось рассказами о всесилии Земли- Прародительницы. Но одно объединяло все эти воззрения — представление о равнодушии богов, об их глубокой отчужденности. Они воспринимались как существа могущественные, но более опасные, чем благодетельные, от которых нужно скорее откупаться, чем пытаться снискать их благосклонность
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица.
Местом вечного обитания богов греки считали высокую гору Олимп на границе между Фекассией и Македонией. Но это же название относилось еще к шестнадцати горам в Малой Азии, на островах Эгеиды и в южной части Балканского полуострова. Имеются основания думать, что резиденция богов перемещалась от одного Олимпа к другому по мере того, как Балканская Греция начинала играть большую роль в судьбах эллинов. Помимо того, Олимпы как бы пунктиром обозначают путь эллинского этноса из Малой Азии на Балканы.
Помимо Олимпа каждый из небожителей имел, согласно мифам, свой удел, свою малую родину, вполне конкретную местность, остров, гору. Впоследствии, когда местом почитания богов становились не пещеры и священные рощи, а искусственные сооружения - храмы, именно они считались земными дворцами богов и богинь, наряду с особым, принадлежащим каждому богу, помещением в небесных чертогах.
В данном разделе мы рассмотрим первые поколения богов и входивших в число основных олимпийских богов.
Поколения богов
1 поколение - боги, появившиеся из Хаоса
Гея (Земля),
Никта (Ночь),
Тартар (Бездна),
Эреб (Мрак),
Эрос (Любовь);
боги, появившиеся от Геи –
Уран (Небо)
Понт (внутреннее Море).
Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали. Браки заключались между собой.
2 поколение - дети Геи (отцы - Уран, Понт и Тартар) –
Кето (владычица морских чудовищ),
Нерей (спокойное море),
Тавмант (морские чудеса),
Форкий (страж моря),
Эврибия (морская сила),
титаны Гиперион (Солнечный свет),
Иапет,
Кой,
Крий,
Крон (Время),
Океан (внешнее море),
титаниды Мнемозина (Память),
Рея,
Тейя,
Тефида (морская стихия),
Феба (Сияние),
Фемида (Правосудие);
дети Никты и Эреба –
Гемера (День),
Гипнос (Сон),
керы (несчастья),
мойры (Судьба),
Мом (Злословие и Глупость),
Немезида (Возмездие),
Танатос (Смерть),
Эрида (Раздор),
эринии (Мщение),
Эфир (Воздух);
Апата (Обман).
Начинается постепенный переход от богов-стихий к богам-существам: боги приобретают внешние черты определенных существ, становясь похожими на животных, полуживотных-полулюдей и людей. Наряду с чудовищами и богами-гигантами начинают появляться существа, привлекательные внешне и по своей сути. Появляется первый "божественный клан" - титаны.
3 поколение - дети титанов и богов второго поколения –
Аид (Подземное царство),
Астерия,
Астрей,
Атлант,
Гелиос (Солнце),
Гера (Супружеская любовь),
Гестия (Домашний очаг),
Деметра (Плодородие),
Зевс (Небо, Гром),
Ирида (Радуга),
Лето,
Менетий,
музы,
нереиды (Моря),
океаниды (Реки, Ручьи, Источники),
оры (Времена года, Порядок),
Перс,
Посейдон (Море),
Прометей,
Селена (Луна),
Эос (Заря),
Эпиметей.
Боги с человеческим обликом начинают вытеснять монстров, теряющих способность к продолжению рода: потомки Никты и Эреба в третьем поколении не встречаются, т.к. их дети-монстры бесплодны. Последние цудовища появляются благодаря Ехидне, Тифону, Форкию и Тавманту, но действительно уродливые и грозные формы имеет только потомство Ехидны и Тифона, часть детей Форкия уродлива от рождения, но не чудовищна (граи), другая же часть приобретает облик монстров в качестве наказания (горгоны), не имея такового от рождения. У Тавманта и Электры, наряду с гарпиями (полуженщинами-полуптицами), рождается прекрасная Ирида. Таким образом начинается период главенства антропоморфных (человекоподобных) богов. Возникает второй "божественный клан", олимпийские боги, в результате победы в титаномахии занявший лидирующее положение и разделивший между собой власть над миром (Небо, Море и Подземный мир).
4 поколение - дети богов третьего поколения –
Аполлон (Солнечный свет, Искусства),
Арес (Кровавая война),
Артемида (Защита всего живого),
Афина (Мудрость, Справедливая война, Ремесла),
Афродита (Любовь, Красота),
Биа (Сила),
ветры Борей, Зефир, Нот и Эвр,
Геба (Юность),
Геката (Колдовство, Ночные кашмары),
Геспер (Вечерняя звезда),
Гефест (Огонь),
Дионис (Растительность, Виноделие),
Зелос (Рвение),
Кратос (Мощь),
Ника (Победа),
Плутос (Богатство),
Тритон (Море),
хариты (Грация, Красота).
Поколение целиком состоит из внуков титанов, плодовитость которых зависела от степени важности сферы их влияния. Центральное место занимают дети Зевса и Посейдона, разделившие власть над миром с богами третьего поколения. Новое поколение уже не борется за верховенство над миром, а мирно сосуществует с поколением "отцов". Одно из подтверждений этого - то, что в число основных олимпийских богов стали входить двенадцать представителей обоих поколений: Зевс, Гера, Гестия (позднее уступившая место Дионису), Аид (позднее - Афродита), Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гермес и Гефест. Своих богов обретают новые стороны жизни человека - ремесла и искусство. Значение "божественных новичков", связанных с деятельностью человека, начинает повышаться по сравнению с более древними богами-воплощениями природных явлений. Пантеон греческих богов начинает делиться на более и менее важных, аристократов и простонародных, отражая новый этап развития общества и разделение его на свободных и рабов, разделение свободных на знать и бедноту. С появлением четвертого поколения наступает закат славы бессмертных богов Древней Греции, боги все больше становятся похожими на людей, в некоторых спорах проигрывая людям, их дети не награждаются бессмертием и становятся царями или родоначальниками племен. Приходит поколение героев, значение которых становится не менее важным, чем значение богов.
5 поколение - дети богов и полубогов четвертого поколения –
Антэрот (Ответная любовь),
Асклепий (Врачевание),
Гармония,
Гермес (Торговля, Ловкость),
Гименей (Законный брак),
Деймос (Ужас),
Фобос (Страх),
Эрот (Любовь).
Происходит дальнейшее сближение мира богов и людей; бессмертие становится наградой смертным (Асклепий, Гименей).
6 поколение - дети богов и полубогов пятого поколения –
Гигиея (Здоровье),
Пан (Лес),
Панацея (Исцеление),
Силен.
* По страницам Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги: Учебное пособие. М. Флинта, Наука, 1998
Категория: Западные боги | Добавил: ShahOFF (17.11.2011)
Просмотров: 5190 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]